SC спросил у владельцев кофеен, имеет ли смысл открывать заведение сейчас, если у вас нет предпринимательского опыта в этой сфере, и какая минимальная сумма может потребоваться, если принимать во внимание, что владельцу нужен реалистичный план по выходу в плюс в ближайшие месяцы.
Владелица двух московских кофеен Coffee Ray Инна Ершова считает, что втягиваться стоит, но с умом: «Подготовка, опыт предпринимательской деятельности важны. Помимо экономических показателей, ведь это еще и твой вклад в людей, в кофейную культуру, в их настроение, в их взгляд на жизненные проблемы и трудности. Сложно однозначно ответить, сколько потребуется денег, ведь форматы разные. С учетом минимально оборудованной точки, думаю, что от 1,5 млн ₽».
Женя Зеленояблочная из воронежской кофейни «Культура» уверена, что зарабатывать деньги в кофе можно: «Если вы любите кофе, вас зажигает работа в кофейне и вы готовы посвятить этому львиную долю своего времени, пожертвовав немного сном и личной жизнью, и готовы постоянно учиться, открывать свою кофейню никогда не поздно. Что касается суммы, в моем городе все еще возможно открыть точку в бизнес-центре за сумму в диапазоне 350–500 тысяч ₽. Если мы говорим о полноценной кофейне с посадочными местами, то здесь вложения для Воронежа стартуют от 1,5 млн ₽ до бесконечности».
Мария Хюппенен из московского проекта Bowls Bar подчеркивает: «Вообще, сложно найти для такого бизнеса подходящее время. Это зависит от многих факторов. С сегодняшней стоимостью оборудования меньше чем с 6–7 млн ₽ даже в проект небольшой кофейни из серии 50 кв м заходить не имеет смысла. Это с учетом небольшого, некапитального ремонта».
Основательница «Альпаки и кофе» Анна Кертанова утверждает, что в Москве есть районы, в которых не так много кофеен: «Даже в центре есть потенциал, аудитория, которой можно предложить свои напитки, и ей это понравится. Но тщательно выбирайте локацию и смотрите, кто варит кофе рядом и какого качества. Не так много кофеен в ЖК. В принципе, мне кажется, заходить в этот бизнес не поздно. Мы нашу точку в Медведкове открыли в феврале 2024-го на месте кофейни, работавшей чуть менее года. Конкуренция не огромная, и это позволяет нам с первого же месяца быть в плюсе. Что касается первоначальных вложений, тут слишком много вариантов. И вообще, если у вас есть 500 тыс. ₽ и вы думаете открыть кофейню, наверное, лучше эти деньги положить на депозит».
Анастасия Суворова из еще одной московской кофейни «Путь», напротив, считает, что для каждой ниши есть специальное время и если ты его не занял, то все, время упущено: «Кофейный бизнес в этом смысле для меня не отличается от другого малого бизнеса. Конечно, это очень конкурентный рынок и высокорисковый бизнес с вероятностью закрыться около 50% с предельной рентабельностью одной точки в 30%. Эту статистику нужно понимать, перед тем как вкладываться. Сумма вложений сильно зависит от формата. Например, Coffee Like работает по стратегии открытия точек to go с общим бюджетом открытия около 2–3 млн ₽, и за 10 лет существования у них уже более 1 000 точек по всей стране. При этом мы знаем и заведения, открытые с бюджетом в десятки миллионов, например кофейня
“Аксакал” в Махачкале или 6am bread kitchen в Москве. Это примеры высокобюджетных проектов, которые открылись достаточно давно и работают по сей день и развиваются. Я бы сказала, что вилка на открытие кофейни в России в 2024 году – это 5–15 млн ₽ (и эта сумма будет покрывать только ремонт и покупку оборудования для бара без дополнительной кухни/пекарни и так далее) – и после подсчета бизнес-плана стоит накинуть сверху еще как минимум 50%. Открываться, если деньги есть только на оборудование и первичный ремонт и мебель, точно не стоит».