В заведении Андрея Гребенщикова также есть собственный мерч: можно купить термосы, свечи, зонтики и другую продукцию бренда Vera. «Однако это как инструмент наращивания продаж не работает, – говорит Гребенщиков. – Это больше статусный, маркетинговый проект. У больших кофеен должен быть мерч. У нас часто покупают термосы, а вот зонтики – уже не так часто. В целом все это приобретают очень мало по сравнению с тем, что приносит сама кофейня в плане структуры продаж».
Артем Марков видит главный инструмент роста выручки Calma! Coffee & The Juice в грамотном маркетинге. Его кофейня рекламировалась по-разному – в соцсетях и офлайн: «Я удивлен, но офлайн-маркетинг действительно работает. Листовки, бесплатный кофе. Раздача пустых стаканчиков вместо флаера. Например, промоутер говорит: “Вот вам стаканчик, зайдите в кофейню, вам в него нальют кофе”».
По словам Маркова, самое сложное – это заставить человека зайти в заведение первый раз. А дальше начинает работать вторая важная составляющая – концепция: «Так получилось, что концепция у нас вышла очень удачной, плюс сервис, обслуживание, все настолько нравилось гостям, что возвращаемость – есть такое понятие – у нас на начальных этапах была на каком-то безумно высоком уровне: 8 из 10 гостей, которые к нам заходили, возвращались. Это безумно высокий показатель. Мы сразу же открывали им карту лояльности. Концепция – это не только то, как мы выглядим. Это еще как мы разговариваем с гостем, что мы готовим, что предлагаем. Я горжусь тем, что в любой нашей кофейне можно выпить такой же кофе, какой мы готовили два года назад. То есть это стандартизация всех процессов, строгие техкарты, строгие требования к выполнению этих техкарт. Все в совокупности в моем понимании и есть концепция», – утверждает эксперт.
Денис Щебеньков из BNKR считает, что наибольшую роль в успешности кофейни играет связь сотрудников с гостями. Сам Щебеньков много раз вставал за барную стойку и общался с посетителями, получал от них обратную связь по заведению. Постоянных гостей он называет своей командой: «Команда – это ребята, которые к тебе приходят. Ты обращаешь внимание, за счет чего эти постоянники формируются, делаешь акцент на то, чего людям не хватает. Нужно просто слушать внимательно людей и желательно делать это напрямую, чтобы не было прокладки между тобой и клиентом. Основное – это работа с людьми, если ты хочешь быть не сетевым барахлом и чем-то одноразовым, таким, что человек рефлекторно к тебе зашел выпить кофе, а выйдя, забыл про тебя. Это просто неинтересно. У каждого бизнеса разные стратегии, кому-то интересно грести бабло лопатой в оборачиваемом месте и основная задача – это валовая доходность, которая обеспечит ему безумно дорогую аренду в очень дорогом месте. Естественно, здесь уже ни о каких разговорчиках за баром речи не идет, потому что у тебя задача – быстрая ротация. Но это не наш вариант, это мне не интересно».