Когда мы с партнерами начинали общий бизнес в 2016 году, кофейный рынок Махачкалы сильно отставал от Москвы и других городов Центральной России. Кофеен моноформата в городе не было. А собственных обжарочных производств вы бы не нашли на всем Северном Кавказе.
Нашим пилотным проектом стала кофейня And Coffee. Потом мы открыли свое производство Ground Coffee Roaster и первыми стали пересаживать людей с темной обжарки на светлую. Дагестанский потребитель любит все новое. Многим понравился другой вкус привычного напитка. Спрос на него быстро рос, поэтому скоро мы дошли до пика мощности в обжарочном цехе. У нас был ростер Giesen, а это всего 2–2,5 тонны кофе в месяц. Возникла потребность в расширении бизнеса.
В 2017 году я впервые побывал на ежегодном большом кофейном фестивале в Стамбуле. Это произвело впечатление и позволило понять, что, помимо увеличения масштабов производства, нужна еще своя уникальная история. То, что выделит нас на фоне остальных и позволит выйти на международный уровень.Тогда мы с партнерами Исламом Бийболатовым и Юсуфом Нурудиновым начали работать над брендом «Аксакал».
Идея была в том, чтобы объединить в одном помещении производство и кофейню. Нам хотелось создать продукт, который отражал бы дагестанский колорит, дух, ценности, но в то же время был максимально технологичным и конкурентоспособным на международном рынке. Не городское кафе, а продуманное, современное место. Над концепцией, неймингом, логотипом трудился местный дизайнер Нух Нурасулов. Он же разработал мерч и графически оформил аккаунт в социальной сети «Инстаграм» (компания Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией и запрещена в России. – SC).
«Аксакал» получился теплым и уютным. Любой человек, независимо от того, к какой национальности или вероисповеданию он относится, может прийти сюда и расслабиться. Гости «Аксакала» – очень разные люди. У нас вы можете увидеть и серьезных бородатых мужчин, и татуированных ребят из столицы, которые сидят за соседними столиками. Мы старались создать обстановку, в которой будет комфортно всем. Думаю, у нас получилось.
Проект был готов к запуску уже в середине 2018-го, но из-за ряда обстоятельств реализовать его удалось только в 2020-м. С одной стороны, мы понимаем, что четыре года назад для местного рынка это был бы большой шаг вперед, проект бы выстрелил, но с другой – во всем есть благо. Те решения, которые принимались, ситуации и отношения, которые складывались, – все это повлияло на формирование атмосферы, которая сейчас притягивает в «Аксакал» нужных людей. Например, сейчас у нас работают первоклассные специалисты из Москвы (руководитель кофейного направления, руководитель проекта «Аксакал» и бренд-шеф. – SC). Они не дагестанцы и не мусульмане, но их ценности и внутренние качества перекликаются с нашими. Они близки нам по духу.