Для определения справедливой стоимости кофейни ее необходимо оценить. С этой задачей можно обратиться к специалистам, а можно попытаться разобраться самому. Спойлер: для самостоятельной оценки потребуется потратить пару вечеров для изучения финансовой литературы.
Для оценки небольшого заведения обычно используют два метода: доходный – как основной и сравнительный – для подстраховки.
Доходный метод опирается на возможную величину будущих денежных потоков компании. Для оценки потребуется три показателя:
- Прогнозный чистый денежный поток – это разница между тем, сколько компания заработает и потратит в будущем. Данные чаще всего считают на 5 лет.
- Терминальная стоимость – это стоимость ожидаемого чистого денежного потока в долгосрочной перспективе после прогнозируемых 5 лет.
- Ставка дисконтирования показывает стоимость привлеченного капитала. Если проще: по какой ставке профинансирует потенциальный инвестор (например, банк) развитие данного бизнеса.
Для дальнейших манипуляций с этими данными никак не обойтись без тематической литературы, например подробного руководства Асвата Дамодарана «Инвестиционная оценка» или других источников. Результаты оценки кофейни по доходному методу в идеале должны совпасть с диапазоном из сравнительного.
Для оценки
сравнительным методом необходимо изучить, за сколько можно купить аналогичный бизнес. Объявления о продаже найти можно на досках объявлений, в соцсетях, у брокеров. При поиске аналога стоит обращать внимание на количество посетителей кофейни, с которой вы сравниваете свой бизнес, ее выручку, рентабельность. Сравнительный метод даст диапазон, в котором продавцу предстоит самому выбрать финальную цену.
По результатам оценки необходимо вновь проверить бухгалтерский отчет и при необходимости изменить показатели активов и обязательств, чтобы они соответствовали результатам оценки бизнеса.