Задайте свой вопрос! Telegram
WhatsApp
Практикум: регистрируем товарный знак
Рассказываем, что такое товарный знак и как он может защитить право на использование логотипа и названия кофейни

Автор: Маша Донская

01.11.2022
Название и логотип – важные составляющие бренда, и им нужно обеспечить правовую защиту, тем самым ограничив их использование другими предпринимателями. Самый простой способ сделать это – зарегистрировать товарный знак (далее – ТЗ).
Что такое товарный знак
Если обратиться к сухой юридической терминологии, то товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

В переводе – это уникальное обозначение, помогающее отличить один бренд от другого. Зарегистрировать свой ТЗ могут только ИП и юрлица (про разные форматы ведения бизнеса, их преимущества и трудности при использовании той или иной формы мы рассказывали здесь).
Популярные виды товарных знаков
  • Изобразительный – логотип или другое изображение.
  • Словесный – название, слоган, домен.
  • Название и изображение могут быть объединены в комбинированном товарном знаке.
  • Объемный – определенная форма товара или его упаковка. Например, стеклянная бутылка Coca-Cola.
Звуковой – музыкальная фраза, тема, джингл, используемый конкретным брендом. Например, «пара-па-па-пам» в рекламе «Макдональдса».

Образец комбинированного товарного знака. Фото: пресс-служба кофеен Stars Coffee

Что не может быть товарным знаком
  • Государственные символы и знаки, в том числе флаги стран.
  • Названия международных организаций и их символы (ООН, ВТО и т. п.).
  • Общепринятые символы (красный крест).
  • Элементы обозначения товаров, вошедших во всеобщее употребление. Просто слово «Кофе» или Coffee зарегистрировать не получится, но оно может присутствовать на товарном знаке в качестве неохраняемого элемента.
  • Сведения, вводящие в заблуждение. Товарный знак «Российский государственный обжарщик» зарегистрировать, скорее всего, не получится, так как он давал бы понять, что компания принадлежит государству.
  • Изображения или слова, схожие с ценными объектами культурного наследия. Пример: товарный знак для зерен «Мокка Лиза» с портретом Моны Лизы.
  • Логотипы, схожие до степени смешения с зарегистрированными товарными знаками. Термин «степень смешения» активно используется в юридической практике, он означает, что обычный потребитель легко может перепутать два товарных знака. Схожие товарные знаки не могут существовать в одной сфере деятельности, тогда как в разных – вполне: логотип с зеленой сиреной в короне для кофейни Starbucks зарегистрировать уже не получится, а вот для металлургического завода такой ТЗ может пройти регистрацию. Суды и эксперты вкладывают в это понятие разный смысл, но чаще всего схожими признают знаки, в которых:

  • названия отличаются только регистром букв: «РоМаШка» и «Ромашка»;
  • название приведено транслитом: Romashka и «Ромашка»;
  • названия отличаются на пару букв: «Ромашка» и «Роомаашка»;
  • названия отличаются несколькими малозначительными элементами: «Ромашка» и «Ромашка плюс».

Полный список ограничений установлен Гражданским кодексом РФ.
Что будет, если зарегистрировать ТЗ
Выгоды от регистрации товарного знака:

1. Никто не сможет безнаказанно открыть кофейню с названием и логотипом как на зарегистрированном товарном знаке. Что делать, если кто-то все же откроет такое заведение, расскажем далее.
2. Можно заключать договоры франшизы, предоставляя свой товарный знак для пользования другим лицам. Пример: сеть Coffee Like, кофейни которой открывают в том числе и по франшизе.
3. Снижаются риски разбирательств с «патентными троллями» – это компании, которые регистрируют товарные знаки, используемые повсеместно либо конкретной компанией, а потом требуют компенсацию за «нарушение своих прав».

Пример: открылось пять кофеен с названием «Ромашка», у них одинаковые вывески с ромашками и названием, причем жители города уже успели полюбить эти кофейни, заведения имеют хорошую репутацию. Владелец кофеен забыл или не успел зарегистрировать товарный знак, зато «патентный тролль» это сделал и предъявил владельцу «Ромашек» требования прекратить использовать название и логотип, а также заплатить ему немаленькую компенсацию за использование. Безусловно, в суде у предпринимателя есть шанс отстоять свои права, предъявив доказательства добросовестной деятельности под этим товарным знаком. Однако судебные разбирательства – дело не быстрое. Зачастую жертвами «патентных троллей» становятся большие компании, но от их действий не застрахованы и малые и средние игроки в общепитовской сфере.

4. Выход с маркированным товаром на полки крупных супермаркетов и маркетплейсов, которые следят за правовым использованием товарных знаков.
5. Можно запретить ввоз контрафактных товаров на таможне. Обозначение можно внести в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). После этого ввезти маркированный товар в Россию смогут только импортеры с разрешением от владельца товарного знака.

Пример: обжарщик зерен «Ромашка» отлично зарекомендовал себя в кофейной среде. Этому успеху позавидовал сосед из соседней страны и решил поставлять на российский рынок свои зерна под таким же товарным знаком. Но таможня, имея в своей базе информацию о зарегистрированном первым предпринимателем ТЗ, другую «Ромашку» не пропустит.


6. Товарный знак – нематериальный актив компании, его ставят на баланс фирмы, тем самым увеличивая ее стоимость. Например, Сбер потратил на свой обновленный в 2020 году ТЗ 100 млн ₽ и таким образом увеличил стоимость компании на эту сумму.
Как регистрируют товарный знак
Кто занимается регистрацией
Регистрацией товарных знаков занимается Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) при Роспатенте. Подать документы можно несколькими способами:

  • Отправить документы «Почтой России» или электронной почтой. А также через сайт института, подписав их электронной подписью.
  • Через Госуслуги.
  • Через патентных поверенных – это специалисты, которые специализируются на патентах и регистрации товарных знаков. Их квалификацию подтверждает Роспатент, который проводит аттестацию. Проверить статус патентного поверенного у специалиста можно в этом реестре.
  • Через юриста или иного специалиста, чья квалификация и опыт не вызывают сомнений. Следует обратить внимание на специалиста по профилю «интеллектуальная собственность». Перед заключением договора стоит изучить его портфолио: хорошо, если там будет 20–30 зарегистрированных знаков. Чтобы убедиться в достоверности данных в портфолио, введите номера нескольких свидетельств в официальный реестр товарных знаков Роспатента. Если в адресе для переписки будут указаны координаты этого юриста, значит, он получал все письма от Роспатента и, скорее всего, реально участвовал в регистрации.

При работе и с патентным поверенным, и с юристом как обычно стоит внимательно изучить договор: в нем должно быть четко прописано, какие услуги оказывает специалист и сколько они стоят, сопровождает ли он клиента на всех этапах регистрации, как работает с отказами в регистрации товарных знаков.
Подготовительный этап
Первым делом необходимо проверить уникальность будущего товарного знака. Это можно сделать самостоятельно с помощью платных и бесплатных сервисов (например, раз и два). Платные версии осуществляют более широкий и глубокий поиск по базе Роспатента. Проверку на коммерческой основе может провести и государственный орган, который регистрирует ТЗ.

Проверка будет проводиться и в процессе регистрации, но наличие схожих товарных знаков в этом случае будет грозить возвратом документов и потерей госпошлины.
Основные этапы: сроки и стоимость
Регистрация будет проходить в два этапа: формальная проверка документов и экспертиза по существу.

Для начала необходимо заполнить и подписать заявление (образец приведен здесь), согласие на обработку персональных данных, предоставить сам товарный знак и квитанцию об оплате госпошлины. В заявлении важно правильно указать классы МКТУ.
Что такое классы МКТУ
Виды деятельности предпринимателей сгруппированы в классы МКТУ – Международной классификации товаров и услуг. Всего таких классов 45.
В зависимости от того, какие классы будут указаны в заявлении, в тех сферах и будет действовать товарный знак. Для общепита советуем обратить внимание на класс 43, а также 29, 30, 35.
Выбрать все классы подряд – не лучшая идея, за это придется доплачивать (см. следующий раздел про госпошлину). Если в течение трех лет подряд товарный знак, зарегистрированный в определенном классе МКТУ, не используется, его могут аннулировать.

При этом важное тоже нельзя пропустить: например, вы зарегистрировали товарный знак для кофейни только в классе 43. Хитрый конкурент решил зарегистрировать такой же знак, но указал классы 29, 30 и 35. Фактически вы будете работать в одной области, но формально классы разные.
Госпошлина
Рассчитать пошлину за регистрацию конкретного знака поможет этот калькулятор. Если будет выбрано больше пяти классов МКТУ, пошлина увеличится. При оплате пошлины онлайн действует скидка 30%.
Этапы проверки
  1. Формальная проверка документов занимает до 1 месяца. На этом этапе проверяют уплату пошлины, наличие всех обязательных документов и дополнительных материалов, соблюдение предъявляемых к ним законодательных требований.
  2. После формальной начинается проверка по существу. Она может длиться до 12 месяцев. Если в результате проверки эксперт не выявил схожести с другими знаками и все документы в порядке, то товарный знак регистрируют. Сведения об этом публикуются в официальном бюллетене, а обладателю знака выдают свидетельство (его необходимо запрашивать дополнительно). Актуальные сведения всегда доступны в онлайн-реестре, где свидетельство можно найти по номеру.

На любом этапе проверки эксперт может запросить уточнения и сделать запрос, на который нужно ответить в установленные сроки. Если появятся существенные препятствия для регистрации, вам также пришлют уведомление, ответ на которое надо дать в течение шести месяцев.
А если в финале – отказ?
В случае отказа пошлина не возвращается. Потраченное время, а это может быть полтора года, – разумеется, тоже.

Причиной отказа может стать схожесть товарного знака с уже зарегистрированным. Вывод об этом эксперт может сделать в ходе проверки, но его мнение можно оспорить в палате по патентным спорам, а далее – в суде по интеллектуальным правам.
Итог по затратам и времени
Минимальный итог по затратам на регистрацию ТЗ – 33 тыс ₽. При подаче документов онлайн действует скидка 30% на оплату пошлины. Минимальный итог по срокам регистрации – 13 месяцев.
Срок действия свидетельства
Дата окончания действия ТЗ указана в свидетельстве: обычно оно действует 10 лет, потом его можно продлевать неограниченное количество раз еще на 10 лет. Если не продлевать свидетельство, то знак впоследствии сможет зарегистрировать кто угодно.

Свидетельство будет действительно только в России, для защиты ТЗ на международном уровне потребуется отдельная регистрация.
Важно не забывать уведомлять ФИПС о значимых обновлениях в компании, например о смене адреса, названия или гендиректора.
Как защищать свой товарный знак
После регистрации ТЗ необходимо мониторить рынок (самостоятельно или при помощи юристов), чтобы удостовериться, что никто не использует такой же или схожий знак. Если нарушитель найден, ему нужно отправить претензию с требованием прекратить использование, возместить убытки и (или) выплатить компенсацию. Убытки нужно подсчитать, доказать их наличие и размер, а компенсация – просто заявить на свое усмотрение. Если ответа на претензию не будет в течение 30 дней, можно обращаться в суд. При этом неважно, знал ли нарушитель про наличие ТЗ или нет: незнание от ответственности не освобождает.

Механизм защиты запускается, если некто получает прибыль от использования. Если условный гражданин Иванов напечатал товарный знак любимой кофейни на своей кружке, это не считается нарушением.

Куда еще можно успеть пожаловаться на неправомерное использование товарного знака. Федеральная антимонопольная служба в случае выявленных нарушений оштрафует за недобросовестную конкуренцию минимум на 100 тыс ₽. Если с товарным знаком будет запущена реклама, то последует еще один штраф – от 100 до 500 тыс ₽.

Также правообладатель может обратиться в Роспотребнадзор с требованием проверить законность действий нарушителя. Чаще всего в этом случае применяется статья 14.10 КоАП РФ.

Еще можно подать жалобы в соцсетях, если правонарушитель публикует посты или сторис с вашим товарным знаком. При должном объяснении ситуации каналы нарушителей блокируют.

Почему нельзя использовать чужие товарные знаки
Максимальные санкции при использовании чужого ТЗ – штраф до 5 млн ₽, обязанность сменить название и вывеску, переименовать соцсети и прекратить всяческое использование знаков впредь. Если ТЗ использовался на упаковке, то такой товар должен быть изъят из оборота и уничтожен. На практике максимальный штраф назначается в крайне редких случаях. Суд учитывает масштаб использования товарного знака, полученную прибыль и прочие обстоятельства.

Чтобы избежать судебных разбирательств, еще на стадии запуска и формирования бренда стоит внимательно проверить реестр зарегистрированных ТЗ.
Выводы
  1. Товарный знак – уникальное обозначение, которое позволяет потребителям отличать один бренд от другого.
  2. После государственной регистрации ТЗ ему предоставляется правовая защита – по сути, появляется запрет на его использование без согласия владельца. Неправомерное использование третьими лицами грозит для них штрафом и изъятием продукции, на которой был размещен товарный знак.
  3. Регистрация товарного знака – дело трудозатратное и недешевое. Минимальные затраты на регистрацию – 33 тыс ₽. При подаче документов онлайн действует скидка 30% на оплату пошлины. Минимальные сроки регистрации – 13 месяцев.
  4. Самый важный этап регистрации – предварительный, на котором проверяют уникальность будущего товарного знака и заполняют документы. В случае отказа в регистрации госпошлину (и потерянное время, разумеется) не возвращают.
  5. В случае если товарный знак используют без согласия его владельца, сначала необходимо направить претензию правонарушителю, а следом можно обращаться в суд. Требования могут быть следующие: прекратить использование ТЗ, возместить убытки и (или) выплатить компенсацию.