Задайте свой вопрос! Telegram
WhatsApp
Практикум: как зарегистрировать ООО, ИП и выбрать систему налогообложения
Что выбрать – ООО или ИП, ОСНО или УСН? Кому доступен патент? Как разгадать коды ОКВЭД? Stream Coffee помогает разобраться с правилами регистрации бизнеса

Автор: Маша Донская

05.07.2022
Перед открытием кафе, бара или ресторана необходимо официально зарегистрироваться как предприниматель. Самые простые формы ведения «общепитовского бизнеса» – ООО и ИП.
Что такое ООО и ИП
  • ООО, или общество с ограниченной ответственностью, – компания, в которой может быть до 50 участников.
  • ИП, или индивидуальный предприниматель, – это один человек, который работает самостоятельно и лично несет ответственность за свои юридические действия.

Итак, ООО – это компания, а ИП – один человек. Регистрируют ООО и ИП госорганы в установленом законом порядке.

  1. Гражданский кодекс задает основы для жизнедеятельности всех предпринимателей.
  2. Федеральный закон № 14 определяет правовое положение именно ООО.
  3. Федеральный закон № 129 диктует правила и порядок регистрации предпринимателей в налоговой.
Что выбрать – ООО или ИП
Для начала стоит ответить на два вопроса: кто будет вести бизнес и в чем заключается ваша деятельность.

Выбирайте ООО, если:
  1. Планируете вести бизнес вместе с партнером, который будет принимать управленческие решения, инвестировать и получать прибыль.
  2. Деятельность требует лицензии. Некоторые разрешения, например на продажу алкоголя, доступны только для компаний, ИП их получить не сможет. Бар или кофейня с вином точно потребуют регистрации ООО.

Регистрируйте ИП, когда:
  1. Есть стопроцентная уверенность, что к ведению бизнеса не будут привлечены партнеры.
  2. Для осуществления деятельности не потребуется лицензия.
Что еще нужно знать о разнице ООО и ИП
Какие существуют системы налогообложения
ООО или ИП обязаны платить налоги по одной из схем, установленных законом. Для открытия общепита стоит обратить внимание на такие схемы:

  • ОСНО – общая система налогообложения;
  • УСН – упрощенная система налогообложения;
  • патентная система – особый налоговый режим, доступный только для ИП.

Выбрать систему налогообложения поможет сервис на сайте налоговой, а для общего понимания мира налогов рекомендуем ознакомиться с таблицей «Полное сравнение налоговых режимов».
В случае если разница между понятиями «оборот», «доход» и «прибыль» для вас остается загадкой, настоятельно рекомендуем обратиться за консультацией к специалисту: ошибка в выборе системы налогообложения влечет неправильную уплату налогов, что, в свою очередь, наказывается штрафами.
Что такое ОСНО
Общая система предполагает, что ООО или ИП платит несколько налогов и ведет налоговый учет. Это единственная система налогообложения, которая не накладывает ограничений на предпринимателя по размеру дохода, видам деятельности и количеству сотрудников.

Какие налоги нужно будет платить ООО на ОСНО:

  • налог на прибыль – на разницу между доходами и расходами начисляется 20%;
  • НДС (налог на добавленную стоимость) – 0, 10 или 20%, в зависимости от категории товара;
  • ситуативно и индивидуально – налоги и взносы за сотрудников, земельный участок, транспорт (если это имеется).

ИП на ОСНО предстоит платить:

  • НДФЛ (налог на доход физических лиц) – ставка зависит от дохода: если он меньше 5 млн ₽, то 13%, если больше, то 650 тыс. ₽ + 15% с суммы превышения;
  • НДС – 0, 10 или 20%, в зависимости от категории товара;
  • страховые взносы – их размеры меняются каждый год, актуальные данные можно узнать здесь;
  • другие налоги, в зависимости от наличия имущества, сотрудников, земли или транспорта.

ОСНО стоит выбрать, если вы планируете набрать в штат более 130 сотрудников, иметь годовой доход свыше 219,2 млн ₽, открывать филиалы, а также если в состав ООО войдет другая компания с долей более 25%.
Что такое УСН и каких они бывают видов
Упрощенку (народное название УСН) могут выбрать только те компании и ИП, у которых:

  • менее 130 сотрудников в штате;
  • годовой доход не превышает 219,2 млн ₽ (цифра ежегодно обновляется);
  • основных средств меньше 150 млн ₽.

Для ООО на УСН также важно:

  • отсутствие филиалов;
  • отсутствие в составе участников других компаний, доли которых превышали бы 25%.

Упрощенка доступна не для всех видов деятельности, со списком ограничений можно ознакомиться здесь. Спойлер: общепит не подпадает под ограничения.

По общему правилу в случае выбора УСН компания не платит НДС и налог на прибыль. Исключения из этого правила подробно описаны на сайте налоговой.

Важно помнить, что ИП и ООО на упрощенке продолжают платить НДФЛ и страховые взносы за сотрудников, земельный и транспортный налоги.

Виды УСН:

  • УСН «доход». Компания платит процент только со своего дохода. Процентная ставка зависит от региона, размера дохода и численности сотрудников. С этой системой выгодно работать, если предприниматель оказывает услуги и у него почти нет расходов. Этот вид УСН обычно выбирают репетиторы, копирайтеры, SMM-специалисты.
  • УСН «доход минус расход». Налогом облагается разница между доходами и расходами. Ставка устанавливается регионом и зависит от дохода и численности сотрудников. С этой системой выгодно работать, если расходы предпринимателя меньше 60% от доходов. Эта система подойдет для кофейни.

Актуальные процентные ставки публикуют на сайте налоговой. С данными на 2022 год можно ознакомиться здесь.
Что такое патент и когда его можно получать
Это специальная система налогообложения, доступная только ИП, у которого не более 15 наемных работников, до 60 млн ₽ дохода в год и который осуществляет определенные виды деятельности. Список видов деятельности, для которых доступен патент, устанавливает каждый субъект страны самостоятельно. Так, в Москве можно получить патент на общепит.

Схема действия патента следующая: после регистрации ИП нужно обратиться в налоговую с заявлением о переходе на патентную систему налогообложения. Заявление важно подать не менее чем за 10 дней до начала работы точки общепита. Через 5 рабочих дней с момента подачи заявления налоговая выдаст документ – патент, который останется только оплатить. Рассчитать сумму к оплате заранее (она зависит от срока действия, вида деятельности, региона и даже района города) можно на сайте налоговой.

Патент заменяет НДФЛ, налог на имущество физических лиц и НДС. Предпринимателю в этом случае остается только уплатить взносы в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования – за себя и сотрудников.
Выбираем виды деятельности
На словах рассказать о работе компании легко, но сложнее рассказать о своем бизнесе государству и контрагентам. Для правильной подачи существуют коды ОКВЭД
– Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Все коды в классификаторе сгруппированы по видам деятельности. Есть общее обозначение группы, например 56. Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков, а есть частное, например 56.10. Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.

Для регистрации ООО и ИП можно выбирать из классификатора только четырех-, пяти- и шестизначные коды. Это значит, что код 56 или 56.1 выбрать нельзя, а 56.10 – можно. Налоговая отказывает в регистрации, если в заявлении указаны неправильные коды.
Процесс регистрации ООО и ИП
Сама процедура несложная: нужно подготовить пакет документов, подать их в регистрирующий орган и через пять рабочих дней получить уведомление о принятом решении.
Документы для ИП
  1. Заявление на регистрацию по форме Р21001. Схема заполнения проста: требуется указать паспортные данные и коды ОКВЭД. Для регистрации ИП обязательна прописка или временная регистрация, без них зарегистрироваться не получится.
  2. Заявление на УСН, если налоговым режимом была выбрана упрощенка. По умолчанию все предприниматели после регистрации платят налоги по ОСНО. Заявление на патентную систему налогообложения можно подать уже после регистрации.
Документы для ООО
1. Заявление на регистрацию по форме Р11001, найти ее можно здесь.
2. Устав. Требования к содержанию устава установлены в статье 12 ФЗ «Об ООО». Коротко: в уставе должны быть указаны название компании, виды деятельности, размер уставного капитала, права и обязанности участников – всего 8 обязательных пунктов.
2.1. Название компании может быть любым, ограничения по использованию некоторых слов, например наименований государств и общественных организаций, указаны в Гражданском кодексе РФ.
3. Решение или протокол о создании ООО. Если участников много, то оформляется протокол общего собрания; если участник один – решение. Требования к содержанию документа
указаны в ФЗ «Об ООО».
4. Договор об учреждении Общества требуется, если в компании будет два или более участника.
5. Гарантийное письмо от собственника помещения, в котором будет находиться компания. У любого ООО должно быть место нахождения, которое в обиходе именуется юридический адрес.
Настоятельно не рекомендуем покупать фиктивный юридический адрес, а выбрать реальное помещение, в котором будет находиться компания. Это необязательно должен быть адрес кафе, ради которого ООО регистрируется. Юридическим адресом может стать квартира учредителя компании, если она находится в его собственности, или съемный офис – в это место важно иметь доступ и возможность получать корреспонденцию. Для регистрации собственник помещения должен будет предоставить гарантийное письмо в свободной форме, в котором он укажет свое согласие на регистрацию компании по этому адресу.
6. Заявление на УСН. Точно так же, как и у ИП: по умолчанию ООО будет платить налоги по ОСНО. Если налоговым режимом выбрана упрощенка, то сразу при регистрации нужно
заполнить и подать заявление.
Подача документов и стоимость регистрации
Самый быстрый и дешевый способ подачи документов – государственный сервис онлайн-регистрации бизнеса. С его помощью можно заполнить заявление, загрузить необходимые документы, а также избавиться от необходимости посещения налоговой и оплаты госпошлины. При таком способе подачи нужно будет оплатить только оформление электронно-цифровой подписи – примерно 2 500 ₽ (в зависимости от того, где оформлять ЭЦП).

Документы можно также подать лично в налоговой. В этом случае нужно будет оплатить нотариальные услуги (примерно 2 000 ₽ за одного человека) и госпошлину (4 000 ₽ – за ООО и 800 ₽ – за ИП).

Оплата госпошлины не требуется и при подаче документов через нотариуса (но в этом случае придется оплатить его услуги, примерно 3 000 ₽, в зависимости от региона и самого нотариуса), а также при подаче документов через МФЦ.
Отказ в регистрации
Спустя пять рабочих дней (с учетом дня подачи и получения документов) налоговая выносит вердикт: выдает Лист записи о регистрации или Лист записи с отказом в регистрации. Если документы подавались онлайн, уведомления отправят на почту. Отслеживать данные можно с помощью сервиса налоговой.

Причиной отказа в регистрации может быть:
  • Неправильное заполнение заявления на регистрацию: опечатки, недостающие данные.
  • Предоставление неполного комплекта документов.
  • Некорректное название компании – с нарушением требований ГК РФ.
  • Фиктивный юридический адрес. Если у налоговой возникают сомнения в реальности адреса, на который регистрируется компания, госорган может отказать в регистрации или приостановить процедуру до выяснения деталей. Проверить свой адрес можно с помощью сервиса.
  • Нахождение предпринимателя в реестре дисквалифицированных лиц. Руководители и участники компаний попадают в черные списки налоговой за административные и налоговые правонарушения. Проверить свой статус можно здесь.

Налоговая дает время на исправление ошибок: в течение трех месяцев можно заново подать пакет документов с исправленными данными.
Что делать после регистрации
Для ООО
  • Заказать печать. Все ООО обязаны иметь печать, на которой указывается название компании (на английском и русском языках), город регистрации, ИНН и ОГРН (номера, которые присваиваются компаниям после регистрации).
  • Открыть расчетный счет в любом из банков. На него следует внести уставный капитал в течение четырех месяцев с момента регистрации.
  • Получить в районном Пенсионном фонде (ПФР) и Фонде социального страхования (ФСС) уведомления о регистрации – эти данные потребуются для дальнейшей сдачи отчетности.
  • Уведомить Роспотребнадзор о начале работы точки общепита. Сделать это можно через портал «Госуслуги».
  • Заключить трудовой договор с руководителем компании.
Для ИП
  • Оформить патент, если была выбрана эта система налогообложения.
  • Изготовить печать (если необходимо – для ИП она необязательна).
  • Открыть расчетный счет в любом банке. По закону ИП может работать и без счета, однако при этом будет испытывать ограничения, например, по одному договору ИП сможет совершать наличные платежи до 100 тыс. ₽, а покупатели не смогут оплачивать услуги картой.
  • Обзавестись кассой. Большинство ИП должны работать с онлайн-кассой. Из этого правила есть исключения, ознакомиться с ними можно здесь.
  • Уведомить Роспотребнадзор о начале работы точки общепита. Сделать это можно через портал «Госуслуги».
  • После заключения первого трудового договора необходимо встать на учет в ФСС.
Выводы
Когда выбираем ИП. Если планируется открытие небольшой кофейни или кафе без продажи вина и крепкого алкоголя. При этом у вас не будет партнеров.

Какие документы нужны для регистрации ИП. Заявление на регистрацию по форме Р21001, прописка.

Когда выбираем ООО. При наличии серьезных планов на ведение деятельности с компаньонами, большим штатом, лицензиями, франшизами.

Какие документы нужны для регистрации ООО. Заявление на регистрацию, устав, решение единственного участника или протокол общего собрания учредителей о создании ООО, договор об учреждении, гарантийное письмо от собственника помещения на согласие регистрации компании.

Как выбрать систему налогообложения. Самый простой способ – воспользоваться сервисом на сайте налоговой. Частные вопросы вроде размера налогов при наличии большого штата сотрудников-иностранцев или филиалов компании лучше уточнять у бухгалтера. За неправильно уплаченные налоги установлены большие штрафы.

Сколько времени и денег потребует регистрация. Регистрация занимает 5 рабочих дней с учетом дней подачи и получения документов. Если подавать документы через ЭЦП и заполнить все формы самостоятельно, то заплатить придется только за оформление электронной подписи (примерно 2 500 ₽). Если подавать документы лично в налоговой, то потребуется заверение заявления у нотариуса (примерно 2 000 ₽, если в ООО один участник). Также необходимо будет оплатить госпошлину: 800 ₽ – при регистрации ИП или 4 000 ₽ – при регистрации ООО.