Задайте свой вопрос!Telegram
Phone
WhatsApp
Обзор кофейного рынка Португалии
За последнее время в Португалию переехали много экспатов, в связи с чем кофейный рынок этой европейской страны развернулся в сторону спешелти и модных кофеен. Что этот рынок представляет собой сейчас, рассказываем в обзорном материале

Автор: Алиса Абаева

10.08.2023
Краткая история кофе в Португалии
Кофе впервые привезли в Португалию в середине XVII века, но его распространение и популярность начали расти позднее, в XIX веке, когда Португалия расширила свои колониальные владения в Африке и Южной Америке, в которые вошли территории современных Бразилии и Анголы – эти страны и сегодня остаются одними из крупнейших производителей кофе в мире.

В течение десятилетий экономической изоляции при режиме Салазара в середине и второй половине XX века Португалия получала большую часть кофе из своих колоний, особенно из Анголы. Выращиваемые и импортируемые бобы были в основном из робусты. Кофе в зернах робуста понравился португальцам своим крепким и горьким вкусом.

С этого момента кофе стал ключевым элементом португальской культуры и традиций. Португальские кафе и кофейни, известные своим уютом и гостеприимством, были и остаются местом встреч и общения. В течение XX и в начале XXI века португальская кофейная культура продолжала развиваться.
Что пьют в Португалии
В Португалии популярны различные виды кофе. Один из наиболее популярных – эспрессо (местные называют его «бикафе», порт. bica) и традиционный португальский эспрессо с молоком, похожий на латте («галао», или «галлон», порт. galão). Эспрессо обычно стоит не дороже 1 €, а в большинстве случаев ближе к 0,5 €. Традиционные португальские кофейни обычно также предлагают разнообразные сладости, которые покупают с чашечкой напитка.
Есть три основные характеристики, которые отличают португальский кофе от остальных. Его вкусовые характеристики могут быть такими:
  • очень темный,
  • обильные сливки,
  • горечь.

Кофе играет важную роль в португальской кухне и культуре в целом – это не просто напиток. В Португалии существует множество десертов и видов выпечки, в состав которых входит кофе или кофейный экстракт.

Но, несмотря на свою уникальность, Португалия также подвержена влиянию мировых кофейных трендов. Например, рост популярности современных кофейных напитков, таких как холодный кофе (колд брю) и альтернативные методы приготовления, наблюдается и здесь.

В последние годы в Португалии стали более популярны такие тренды, как спешелти-кофе и кофейные зерна премиум-класса. Сегодня Лиссабон – это центр современной кофейной культуры в Португалии, где соединяются традиции и новаторство. В столице можно найти самые разные кофейные заведения: от традиционных кафе до модных спешелти-кофеен, где предлагают зерно от лучших обжарщиков мира. Количество независимых кофеен и обжарочных мастерских растет, что отражает изменения в потребительских предпочтениях и повышенный интерес к кофе.
Кофейный рынок сейчас
В Португалии растет число спешелти-кофеен, которые уделяют особое внимание не только типу подаваемых блюд и напитков, но и эстетике заведения.

Маркетинг-директор «Дома Культур» Зоя Калинина переехала в Лиссабон год назад. По ее мнению, кофейный рынок в Португалии развит хорошо. «В каждом районе есть минимум одна спешелти-кофейня, в модных районах их число доходит до 20. В тренде, с одной стороны, поддержка своих обжарщиков, с другой – заказ и дегустация зерна со всего мира, в частности из других стран Европы. В приложении RSTRS на карте отмечены все точки с хорошим кофе не только в Португалии, но и в других странах».

В Лиссабоне сложилась ситуация, при которой 70% модных заведений, в том числе кофеен, открыты экспатами. Большое экспатское движение обеспечивают предприниматели из других стран Европы, Северной Америки и т. д. Где-то 30% из них – это украинцы и русские. Причем после февраля 2022 года на рынке появились новые имена: Саша Залесский («ТОТО», «Человек и Пароход») и Даша Бекасова (Camera Obscura Moscow), Кирилл Иванов («Смена») и другие. Аудитория этих кофеен – экспаты и туристы.

Как считает Зоя Калинина, с точки зрения способов заваривания в структуре предложения нет ничего нового: спросом пользуются V60 и классика с пенкой из альтернативного молока. Также в Португалии популярно иметь все девайсы для приготовления кофе дома и покупать зерна в разных кофейнях, пробовать, молоть и заваривать их в домашних условиях. Еще можно подписаться на рассылку зерен: раз в месяц по ней присылают посылку с подборкой от новых обжарщиков. К посылке идет буклет, который рассказывает про новые имена в мире кофе. Изучив много локаций, Зоя создала телеграм-канал про местную гастрономию, в том числе кофейни.

Кофейня Dramático. Источник

По мнению автора телеграм-канала coffeeinmsk Анастасии Королевой, которая также живет в Лиссабоне, рынок этого города развит за счет спроса, который формируют мигранты, переехавшие туда в последние годы. За год в Лиссабоне открылось много кофеен от команд из Украины и России.

«Скорее всего, новые проекты стараются адаптироваться и привносить свой опыт по напиткам, например, в меню многих заведений появились эспрессо-тоник, бамбл и другие холодные варианты. Только за последние полгода я слышала про открытие 4–5 кофеен от экспатов. Они отличаются от местных уровнем сервиса, качеством напитков и материалов в оформлении пространств». Анастасия также поделилась списком классных кофейных локаций в Лиссабоне, в котором разделила подборку на заведения с кофе и с кофе и завтраками.
Посмотрите нашу штурм-сессию «Релокация кофейного бизнеса» с основателем «Кооператива Черного» Артемом Темировым. В рамках нее мы честно обсудили вопрос, который сейчас волнует многих владельцев кофейного бизнеса в России: есть ли перспективы релокации и открытия кофейни за рубежом, какие есть плюсы, минусы и подводные камни.
Возможности и проблемы
Ввиду того что Португалия стала хабом русскоязычной «айтишной интеллигенции» и представителей креативных индустрий, в стране произошел взрывной рост спроса на спешелти-кофе и привычные экспатам заведения. Этот тренд дает возможность для развития точек общепита, а также для обжарщиков, производителей кофемашин и аксессуаров. Вторая возможность – рост интереса к этичному и устойчивому производству кофе. Конечные потребители все больше обращают внимание на происхождение кофе, условия его производства и влияние на окружающую среду. Это создает нишу для продуктов с сертификацией Fairtrade, а также для компаний, работающих с кофейными фермерами напрямую.

Однако португальский кофейный рынок характеризуется высокой степенью конкуренции. Ведущие мировые бренды, такие как Nespresso, Starbucks и Costa Coffee, уже устоялись здесь, а местные производители, такие как Delta Cafés, тоже имеют сильные позиции. Новым игрокам придется искать уникальные преимущества, чтобы выделиться на фоне конкурентов. Барьеры входа могут быть связаны с необходимостью больших инвестиций в маркетинг и развитие бренда. Несмотря на это, на португальском рынке существуют потенциальные ниши для новых игроков. Одной из них может стать рынок премиального спешелти-кофе. Также возможно создание проекта, предлагающего необычные варианты напитков, например кофе с добавлением специй или необычных ингредиентов.
Эксперт кофейного бизнеса в Лиссабоне (проект Acento Coffee) Дарья Бекасова рассказывает, что основная сложность в запуске заключалась в открытии банковского счета и регистрации компании: «Мы привыкли, что можно все сделать за несколько кликов в приложении, здесь же это может занять от двух недель до месяца. Отдельная история – поиск бухгалтера и их стиль работы. Хорошего специалиста найти сложно. Бухгалтеры в России – золотые люди».

По мнению Дарьи, ведение бизнеса в Португалии особо не отличается от опыта в России, однако у экспатов нет привычных сценариев работы. «В стране существует высокий уровень бюрократии, с одной стороной, очень доброжелательное отношение, а с другой – тотальное безразличие от людей, отсутствие широкого выбора высококлассных специалистов, начиная от строителей заканчивая поставщиками молока и хозтоваров. Благо нет проблем с обжарщиками – они здесь есть», – добавляет Бекасова. Процесс открытия кофейни Acento – от идеи до начала работы – занял ровно год.
Финансовые и экономические факторы
Открытие кофейни в Португалии в зависимости от местоположения, размера и концепции заведения может обойтись в разные суммы. В среднем начальные инвестиции в Лиссабоне могут составлять от 50 до 100 тыс. €, включая аренду помещения, покупку оборудования, дизайн интерьера и первоначальные закупки.

Португалия активно поддерживает развитие малого и среднего бизнеса. Здесь существуют различные налоговые льготы и программы финансирования для начинающих предпринимателей. Налог на прибыль для малого бизнеса может быть снижен, а также для таких предпринимателей предусмотрены льготы по НДС. Еще государство предлагает стартаперам различные программы обучения и консультаций.

Как и везде, рентабельность кофейного бизнеса в Португалии зависит от множества факторов, включая местоположение заведения, уровень конкуренции и качество предоставляемых услуг. В среднем окупаемость кофейни в Лиссабоне может составлять от 1 до 3 лет. Основные расходы связаны с арендой, закупкой продуктов и зарплатой персонала.
Налоги
Компании-резиденты платят подоходный налог с чистой прибыли по ставке 21%, но для малого и среднего бизнеса доступна сниженная ставка – 17%. Льготы распространяются на компании, работающие в области сельского хозяйства, коммерции или промышленного производства. Различные льготы также могут действовать для малых и средних предприятий. Первые 25 тыс. € облагаются налогом по пониженной ставке – 17%, остальной доход – по стандартной ставке 21%. Например, доход компании-резидента – 100 тыс. € в год. Тогда с четверти этой суммы по ставке 17% потребуется заплатить 4 250 €, а с остатка – еще 15 750 €, по ставке 21%. Всего придется заплатить 20 тыс. €.

Основная ставка НДС – 23%, однако на многие товары и услуги в Португалии действуют льготные ставки 13 и 6%. Продажа кофе и некоторых других продуктов питания может подпадать под эти льготные ставки. Налогом на добавленную стоимость облагаются сделки по импорту и продаже товаров, оказанию услуг. Этот налог платят только юридические лица. Также ставки различаются на материковой части Португалии, на Мадейре и Азорских островах.

Еще есть:
  • Местные налоги: в зависимости от местоположения кофейни могут действовать различные муниципальные налоги и сборы.
  • Налоги на зарплату: если у вас есть сотрудники, вы будете обязаны уплачивать налоги и взносы на зарплату. Они включают в себя социальные и медицинские страховки.
  • Налог на недвижимость: если вы владеете зданием или помещением, где расположена ваша кофейня, вам придется его платить.
  • Другие налоги и сборы: в зависимости от особенностей вашего бизнеса могут действовать и другие налоги или сборы.
Выводы
Кофейный рынок Португалии в настоящее время уверенно развивается благодаря разным командам со всего мира, в Лиссабоне и других городах появляются спешелти-кофейни, прививается новая кофейная культура. Процесс запуска кофейни примерно такой же, как и в России, однако придется столкнуться с бюрократическими сложностями и более долгим ожиданием различных подтверждений. Успех проекта зависит от концепции, пространства и вложенных в продвижение денег – классические законы бизнеса действуют везде. Целевая аудитория таких проектов – экспаты, которые переехали в Португалию и знакомы со спешелти, а также туристы.
Если вам интересна тема релокации кофейного бизнеса, то вот еще несколько материалов о разных рынках: