Задайте свой вопрос!Telegram
Phone
WhatsApp
Особенности кофейного рынка Белграда
За последний год столица Сербии «обросла» множеством кофеен – страна стала популярным направлением для бизнес-релокации. Вместе с экспертами рынка рассказываем, каков кофейный рынок Белграда и как он изменился за последнее время

Автор: Елизавета Харькова

10.09.2023
Краткая история кофе в Сербии
Первое, что можно заметить во время поездки в Белград, – местные постоянно пьют кофе, а веранды и кофейни вечно заполнены любителями этого напитка. Конечно, годовое количество потребляемого кофе на человека тут значительно меньше, чем в стране кофеманов Финляндии, – 4 против 11 кг. Тем не менее представить серба, который не любит ароматный напиток, сложно.

Кстати, первая кофейня в Европе появилась именно в Сербии, на сто лет раньше, чем в Лондоне. Напиток сюда завезли арабы во время завоевания Балканского полуострова, в 1521 году, когда в Белграде открыли первую кафану – небольшое заведение, где подавали кальян и кофе, приготовленный в джезве. Напиток местным понравился, и самые предприимчивые из них начали открывать собственные кофейни. Черный кофе в Сербии по-прежнему пьют в большом количестве, хотя напитки с молоком тоже достаточно популярны.
Кофе прочно укрепился в сербской культуре и даже в быту. Например, перед крупными церковными праздниками или по воскресеньям сербы гадают на кофейной гуще: выпивают напиток, переворачивают чашку, ставят ее на блюдце и «крестят» дно ребром ладони. Через несколько минут смотрят, что получилось, и анализируют рисунок.
Что пьют в Белграде
Самый распространенный кофе в Сербии – черный, приготовленный в турке или джезве. В заведениях к нему обязательно подают стакан воды, чтобы вкус зерна был более ярким. В Белграде такой кофе называют «домача», что означает «местный», или просто «турска» – «турецкий». Кстати, растворимым напитком тоже не пренебрегают: иногда в кофейнях он стоит даже больше, чем сваренный.

Последние годы Сербия как страна – любительница кофе следует спешелти-мейнстриму. В исторических районах Белграда постоянно появляются новые заведения, которые предлагают попробовать напиток на основе разных сортов зерна, приготовленный альтернативными способами.
Местный кофейный рынок
Разница аудиторий кофеен в Сербии и России
В конце 2022 года в Белграде открылся филиал кофейной сети «Кофилин» родом из Санкт-Петербурга. Ее соосновательница Ирина Побожева подтверждает – сербы очень любят кофе и пьют его регулярно и в больших количествах: «В основном это “домача кафа” – эспрессо или крепкий черный кофе в турке. Белградцы любят сидеть в кофейнях, общаться, неспешно наслаждаться напитком и курить. В Сербии, в отличие от России, в подавляющем большинстве заведений зерно – смесь арабики и робусты. Никаких закусок или десертов может не быть вообще, и везде можно курить».

При этом Побожева отмечает, что, несмотря на отличия от российского рынка, команда «Кофилина» не изменяет собственным традициям и варит только стопроцентную арабику. В заведении также предлагают десерты и сырники – это становится преимуществом «Кофилина» перед местными кофейнями, где нечем перекусить. Особенно это популярно у туристов и релокантов из России.

«Кофилин» в Белграде. Предоставлено пресс-службой.

Основатель «Кооператива Черный» Артем Темиров также уверен, что кофе – весомая часть культуры Сербии. «Здесь люди пьют много кофе, так сложилось еще со времен Османской империи, – говорит эксперт. – В одной кофейне можно одновременно встретить студента, офисного работника, пенсионера и строителя, который забежал за напитком в соседнюю кофейню во время перерыва». Темиров также уточняет, что кофе в Сербии востребован больше, чем в Грузии, где тоже открылся «Кооператив». Основная аудитория спешелти-сегмента в Тбилиси – молодые люди от 20 до 30 лет.
Сербский менталитет
Ирина Побожева рассказывает, что в Белграде проблем с коммуникацией у команды «Кофилина» не возникало. Помимо того, что местные хорошо владеют английским (что уже большой плюс – бариста необязательно идеально знать сербский), посетители в большинстве своем очень приятные, дружелюбные, всегда готовые помочь люди. Эксперт отмечает, что именно культура взаимовыручки в Сербии помогает в решении многих организационных вопросов, несмотря на большое количество правил и регламентов ведения бизнеса.

«Кофилин» в Белграде. Предоставлено пресс-службой.

При этом Побожева видит проблему в медлительности и нерасторопности, которая проникает во многие сферы жизни сербов: «Если вам нужно что-то оформить, установить или заказать, то нужно закладывать в два, а то и в три раза больше времени, чем в России. Конечно, без учета выходных и праздников, в которые здесь не принято работать».
Конкуренция
Предпочтения сербов
Жители Белграда не изменяют вековым кофейным традициям и в любом заведении в первую очередь ищут напитки без молока. «У сербской аудитории наиболее востребованы привычные им кофейни с крепким кофе и алкоголем, где можно курить», – рассказывает Ирина Побожева. Она отмечает, что россияне, напротив, предпочитают ходить в спешелти-кофейни с завтраками, выпечкой и постоянной кухней.

Артем Темиров уверен, что кофейня должна быть частью города. Чтобы не выбиваться из множества востребованных заведений, но при этом сохранить свои ценности, стоит основательно подготовиться к открытию и продумать концепцию бизнеса.
«Перед релокацией мы активно общались со здешними фондами и комьюнити, настраивали каналы сотрудничества. Продукт должен быть понятен не только посетителям, но и людям, с которыми вы работаете», – советует основатель «Кооператива Черный».
Место для кофейни
Основная масса кофеен Белграда находится в Старом Городе. Очевидно, что здесь наибольший поток посетителей – туристы осматривают достопримечательности, сотрудники местных компаний отдыхают во время обеденного перерыва, а локалы проводят выходные в «хипстерских» местах.

Одна из наиболее популярных локаций для аренды помещений в Белграде – Дорчол, северная часть города, которая прилегает к Дунаю. Здесь находится один из крупнейших культурных центров столицы Silosi, где почти ежедневно проходят мероприятия – от занятий йогой до шумных вечеринок.
Врачар – один из наиболее престижных районов Белграда. Естественно, предприниматели охотно арендуют здесь помещения под рестораны и кафе. Основная аудитория – обеспеченные местные жители и белградцы, которые приезжают закупиться на большом рынке Каленич. В выходные тут большой поток, что обеспечивает полную посадку в заведениях с качественным продуктом.

Земун – исторический район Белграда. Когда-то здешние улицы принадлежали Австро-Венгрии. Земун значительно отличается от Старого Города, что на другом берегу Дуная, и это делает его привлекательным для туристов. Район известен своими узкими улочками с шумными барами и, конечно, кофейнями, расположенными вдоль набережной.
Советы предпринимателям, которые собираются открыть кофейню в Белграде
  • Наиболее популярный напиток в Сербии – черный кофе. Его стоит подавать со стаканом воды – это повсеместная практика в белградских кофейнях.
  • Сегодня в городе и за его пределами активно развивается спешелти-сегмент. Это связано не только с мировым трендом на интерес к редким сортам зерна и альтернативным способам заваривания, но и релокацией россиян, продолжающейся в последние полтора года.
  • Большинство кофеен предлагают посетителям смесь арабики и робусты. По большому счету в Белграде не слишком обращают внимание на качество зерна. Это может сыграть на руку заведениям, которые с умом подходят к выбору сырья.
  • Местные кофейни в основном предлагают посетителям исключительно кофе и крепкие напитки. Тем не менее спрос на выпечку и еду стремительно растет.
  • Наиболее популярные районы для ресторанного бизнеса в Белграде – исторический центр (Старый Город), Дорчол, Врачар и Земун. Конкуренция в них высокая, но и поток потенциальных гостей больше.