Для мониторинга вовлеченности членов своей команды компании делают оценку уровня eNPS (Employee Net Promoter Score).
eNPS – это метод, который позволяет организациям измерить лояльность сотрудников. На основании полученных данных можно влиять на показатели вовлеченности, судить об эффективности кадровой политики, наличии корпоративной культуры, прогнозировать различные параметры, связанные с персоналом. Например, вычислить процент текучки кадров в следующем году или посчитать, какое число сотрудников готовы развиваться в компании, на каких условиях и т. д.
Методология проведения опросов eNPS и NPS одинаковая. Сначала сотрудникам задают вопрос: «Насколько вероятно, что вы порекомендуете эту компанию в качестве места работы по шкале от 0 до 10?» В зависимости от ответов респондентов делят на промоутеров, нейтралов и критиков. А дальше пользуются той же формулой, что и при расчете NPS. Но важнее в данном исследовании задать второй вопрос: «Почему?» Это нужно для того, чтобы погрузиться в глубь существующих проблем или понять, какие практики оказались удачными, и тиражировать их в дальнейшем.
Если респондент ставит высокий балл, вы можете попросить назвать главную причину, по которой он готов порекомендовать вашу компанию. Если кто-то дает низкую оценку, стоит спросить о поводах, по которым вас не хочется никому советовать. Истинную ценность представляют ответы, в которых сотрудники пишут о том, что следует изменить или улучшить.
Если индекс eNPS в вашей компании отрицательный, это означает, что критиков больше, чем лояльных людей. Уровень вовлеченности команды в рабочий процесс низкий. Если eNPS положительный, значит, у вас больше промоутеров, чем критиков. Чем выше eNPS, тем ниже затраты на поиск и найм персонала. Лояльные члены команды сами приводят вам новых сотрудников и участвуют в их адаптации.
Нормальным считается любой положительный результат. Его важно зафиксировать и работать над улучшением показателя. Беспокоиться стоит, если индекс eNPS получился отрицательным. В этом случае особое внимание надо уделить ответам на вопрос «почему?».
Можно пойти дальше и сделать выборку данных, отфильтровать результаты по параметрам возраста, пола, семейного положения, трудового стажа, занимаемой должности, структурного подразделения, филиала и прочего. Так вы получите более понятные портреты промоутера и критика, сможете работать точечно. Например, зная, что новички ставят вам более высокие баллы, чем старожилы, выяснить, на каком этапе происходит спад лояльности.
Оптимально проводить опросы eNPS 2–3 раза в год. Если делать это реже или, наоборот, ежемесячно, они теряют свою эффективность и не могут отразить реальную картину. Частый мониторинг не позволит вам провести работу над ошибками и внедрить изменения. А опросы раз в год не учитывают мнение тех сотрудников, которые за это время уволились, не успев дать вам обратную связь.
Результаты исследования должны быть прозрачными. Когда работодатель делится реальными цифрами с персоналом, он не только выражает готовность работать над улучшением, но и вовлекает сотрудников в этот процесс, повышает уровень доверия к руководству и личную ответственность.
Как правило, показатель eNPS ниже, чем NPS. Сотрудники – более строгие критики, их стандарты выше, чем у клиентов, так как на взаимодействие с компанией они тратят больше времени и сил.
Самым важным шагом после проведения опросов NPS и eNPS является работа над ошибками. Составить план улучшения сервиса, разбить его на задачи, определить контрольные точки, а после снова запустить опрос. Совершенствование качества сервиса – процесс цикличный.
CES Опыт общения клиента с компанией можно разложить на отдельные точки взаимодействия: зарегистрироваться в программе лояльности, купить товар в интернет-магазине, оформить подписку на кофе и т. д. При этом потребитель хочет приложить минимум усилий, чтобы получить желаемое. Чем больше у пользователя при этом возникает трудностей, тем выше вероятность, что клиент на каком-то этапе уйдет, не достигнув финала.
Метрика CES (Customer Effort Score) – это индекс потребительских усилий. Она показывает, насколько сложно было пользователю выполнить определенные действия.
Данное исследование демонстрирует не общее впечатление о компании, а впечатление от конкретного взаимодействия.
Опрос проводят по горячим следам, в течение 24–48 часов после того, как операция завершилась. Это позволяет выявить слабые стороны обслуживания.
Как и в случае с NPS, метрика CES состоит из всего одного вопроса: «Насколько сложно было пользователю достичь своей цели?» Ранее стандартом была пятибалльная шкала, сейчас в качестве ответа надо поставить оценку от 1 до 7, где 1 – это «Очень сложно», а 7 – «Очень легко».
Самый простой способ расчета CES – использовать среднее значение всех ответов.
CES = сумма всех оценок ÷ количество ответовНекоторые организации считают по формуле, аналогичной той, которая используется для показателя NPS.
CES = промоутеры – критикиТретий способ – сложить количество положительных оценок (5–7) и разделить на число всех ответов. В таком случае CES будет представлен в процентах.
CES = (сумма положительных оценок ÷ общее количество ответов) х 100%Из-за различий в подходах единого стандарта для оценки CES нет. Каждый аналитический сервис дает свою среднюю оценку. Например, программа для автоматизации работы службы поддержки и просмотра обратной связи от клиентов Nicereply
считает средним результат 5.5 из 7. Если показатель ниже, значит, ваши клиенты испытывают проблемы.