За последние несколько лет каждый бизнес приспособился к работающим гостям по-своему: одни кофейни оборудовали большие столы для коворкинга и розетки в свободном доступе, другие ввели ненавязчивое обслуживание и создали спокойную атмосферу, третьи используют наклейки и тейбл-тенты, сообщающие, можно ли занимать столик гостям с ноутбуком.
Достаточно посетить несколько кофеен, чтобы убедиться, что одной из самых распространенных тенденций стало деление зала на зоны: для работы и для отдыха. Такие зоны есть, например, в кофейнях Bloom-n-Brew в Москве и Sibaristica – в Санкт-Петербурге. Для обоих заведений это было логичным решением, которое позволяет разместить всех гостей.
«Это оптимальное бизнес-решение: мы закрываем потребности одной части наших гостей – даем им комфортное пространство для работы – без ущерба основному потоку и стандартной посадке. Все-таки кофейня – в первую очередь заведение общепита, и многие наши гости приходят именно выпить кофе и вкусно перекусить», – рассказывает управляющая кафе Sibaristica Мария Кургузскина.
В Sibaristica для работающих посетителей выделен большой стол с розетками, а остальная посадка предназначена для обычного времяпровождения. На некоторых столиках даже есть тейбл-тенты с просьбой не занимать место с ноутбуком.
А, например, в Bloom-n-Brew работает правило не пользоваться ноутбуком в выходные дни. Это связано с тем, что в выходные поток обычных гостей, в том числе семей и больших компаний, которые пришли именно за едой и напитками, намного выше, чем в рабочие дни.
«Если бы мы не контролировали ситуацию и не разделяли бы дни на допустимые для работы и нет, то могли потерять в выручке, – делится бренд-менеджер Bloom-n-Brew
Евгений Борисов. – И у гостей создалось бы ощущение коворкинга, частично терялась бы атмосфера уютного заведения».
Кофейни STIM в Санкт-Петербурге и Москве обошлись без строгого зонирования зала, но тоже просят своих гостей отложить ноутбуки в выходные.
«Мы считаем, что выходные – это время для отдыха от работы и общения с друзьями и близкими. Такая практика часто встречается в европейских кофейнях, поэтому большинство гостей относятся к этому с пониманием», – объясняет совладелец кофеен STIM
Николай Данюшкин.
Заведения без зонирования зала можно разделить на две группы: приспособленные и неприспособленные для работы с ноутбуком. В первых с большей вероятностью у столиков можно найти розетки, там стабильно работает Wi-Fi и соблюдается соответствующий уровень шума и освещения. Во вторых работать не запрещается, но нет располагающих к этому условий.
Так устроена, например, современная русская чайная «Нитка»: здесь нет отдельной зоны для работы и розеток, но гости все равно часто сидят с ноутбуками за
двухуровневыми столиками. Основатель заведения
Андрей Колбасинов отмечает, что при этом регламентировать работу в заведении с правовой точки зрения достаточно сложно.
Устанавливайте свои правилаЗакон позволяет установить в заведении собственные правила поведения (на это указывает пункт 4
постановления правительства РФ), если они не противоречат другим законам РФ. В этом случае предприниматель обязан наглядно и доступно донести информацию до посетителя, а также прописать изменения в правилах оказания услуг своего заведения. Документ должен быть доступен в уголке потребителя.
Продумывайте политику заведенияИзначально правильно организованное пространство, продуманные условия для всех групп гостей, визуальное, музыкальное сопровождение – словом, все, что рассказывает о заведении, привлекает определенную целевую аудиторию, а значит, минимизирует необходимость в регулировании.
«Если вы изначально закладываете, что у вас будет комфортно работать, то странно ожидать, что к вам не будут приходить работать, и странно ограничивать людей в этом. Поэтому, если вы хотите привлечь другую аудиторию, нужно изначально формировать концепцию, посадку, освещение, звуковое сопровождение и все остальное, работать над всеми точками контакта в заведении так, чтобы вы притягивали ту целевую аудиторию, для которой создается заведение», – считает руководитель отдела маркетинга «Баланс Кофе»
Камиль Газибеков.
В кофейнях «Баланс» в Нальчике рады работающим гостям и продумали для них все необходимое: от розеток до отсутствия музыки как таковой (вместо нее запускают ролики с YouTube). Вечером благодаря смене освещения на более теплое и приглушенное заведения больше располагают к отдыху.
Важно менять обстановку, если в заведении существует ограничение по времени, в которое можно работать. Дополнительно можно сообщать об этом невербальными способами, например менять сервировку свободных столов.
Используйте сарафанное радио для популяризации места«Работающие гости по факту занимаются бесплатным SMM [для заведения]. Ребята, которые ходят работать в кофейни, создают эффект сарафанного радио. Они делают красивые фотографии, постоянно упоминают в постах места, которые им нравятся. Так мы возвращаемся к концепции «третьего места», люди все еще выходят из дома куда-то, чтобы провести там продолжительное время. Нельзя не учитывать этот момент», – рассказывает основательница кофейни «Фи» в Ростове-на-Дону
Александра Аникеенко.
В «Фи» можно работать за любым приглянувшимся столиком, розетки есть везде, а строгого зонирования нет.
Полностью адаптирован к работающим гостям и зал кофейни «Ботаника» в Казани: владельцы постарались обеспечить доступ к розеткам и стабильный Wi-Fi в особняке XIX века, хотя, по словам сотрудников заведения, большая часть гостей кофейни приходят именно за едой и напитками.