Наталия предлагает рассмотреть жизненную ценность сотрудника для компании на условном графике, где направление вверх – это капитал, стрелка вправо – это время, которое работник провел в компании. В точке А компания начинает вкладываться в привлечение кандидата. Нового сотрудника в штате еще нет, а организация уже несет расходы. Человек начинает трудовую деятельность в точке А1, в точке В он приносит первую прибыль. Отрезок АВ для компании ресурсозатратный. Пока новичок выходит на качественный уровень, учится, адаптируется, получает наставления от начальника, фирма продолжает платить зарплату и ему, и учебному центру, и руководителю и т. д.
Когда новичок проходит точку В, то постепенно набирается опыта и повышает прибыльность компании с С на D. В пиковой точке D его мотивация начинает падать, так как выполнять, не выгорая, долго одну и ту же работу невозможно. В среднем путь AD занимает два-три года. Важно отслеживать уровень лояльности сотрудника, чтобы не пропустить спад. Если игнорировать эти естественные процессы, то очень скоро работник придет в точку Е с заявлением об увольнении.
Здесь большую роль играют превентивные меры. Уже на этапе подбора необходимо сверять ожидания кандидата и возможности фирмы. Нанимая компетентных людей, которые разделяют ваши ценности, стиль управления и ведения дел, вы снижаете уровень текучки.
После того как вы наняли нового сотрудника, необходимо быть с ним в постоянном диалоге. «На старте сотрудничества руководитель проводит с подчиненным интервью, где они намечают планы на будущее, – поясняет бизнес-тренер. – Главная задача новичка – адаптироваться, а начальника – контролировать этот процесс и делать его комфортным. Первый месяц встречи могут происходить раз в неделю. Это необходимо, чтобы быть в курсе, как новый работник справляется, не нужна ли дополнительная помощь и поддержка».
Следующий этап сотрудничества стартует после того, как адаптация успешно прошла и работник начал приносить компании деньги. Поэтому теперь руководитель следит уже не только за вовлеченностью сотрудника в дела компании, но и разрабатывает для него новый план задач. «Например, план продаж, – рассказывает Наталия. – Если он выполняется – хорошо. Беседы в таком случае можно проводить раз в квартал, чтобы быть в курсе, все ли человека устраивает и чего он хочет. Если план не выполняется, руководитель должен искать точки развития сотрудника и чаще давать ему обратную связь».
Новый этап наступает в тот момент, когда человек освоился в коллективе, работает наравне с коллегами, приносит компании стабильный доход. Тогда можно приступать к составлению индивидуального плана развития, который бы отвечал интересам работника и работодателя. В дальнейшем руководитель назначает встречи, исходя из точек контроля по индивидуальному плану, желательно не реже одного раза в шесть месяцев. Но правильнее ориентироваться не на временной показатель, а на запрос самого сотрудника. Кому-то требуется постоянное развитие и контроль. А кто-то выходит на определенный доход и понимает, что ему достаточно стратегии, разработанной на год.
«В идеале эти встречи должен проводить не только руководитель, но и HR-сотрудник или корпоративный психолог, – уточняет Сыромятникова, – чтобы выстроить с работником доверительный диалог, в котором он может открыто сообщить о том, что его не устраивает и чего бы ему хотелось в дальнейшем».
Вернувшись к схеме, Наталия говорит, что в критической точке D, когда формируется привычка к текущей культуре и процессам, рано или поздно у всех возникает потребность двигаться дальше: «Как вариант развития событий руководитель может отправить сотрудника из точки D снова в точку А, то есть начальник определит для подчиненного следующий этап развития. Например, доверить кураторство нового проекта, предложить более высокую должность, поменять функционал, создать новую зону ответственности. При этом руководитель понимает, что сотруднику снова потребуется либо обучение при недостатке компетенций, либо время на адаптацию к новым условиям. Тогда процесс роста для сотрудника перезапустится».
Когда сотрудник уволился, компания еще может некоторое время получать доход от результатов его работы. На схеме это отрезок EF. «Если это менеджер по продажам, – уточняет Наталия, – то клиенты, которых он привел, могут продолжать покупать товары и услуги компании. А когда результатом деятельности сотрудника является интеллектуальный продукт: стратегия продаж, учебный курс и т. д., используя его, компания может получать доход еще долгое время после того, как человек покинул организацию».