Задайте свой вопрос! Telegram
WhatsApp
Алексей Грибов
Управляющий четырьмя кофейнями с различными концепциями – о том, какие сложности он испытывает и почему решил запустить франшизу.

Автор: Елизавета Харькова

💡В этом кейсе узнаете, с какими проблемами сейчас сталкивается сетевой кофейный бизнес и какие решения могут не только поддержать проект, но и масштабировать его. А еще прочитаете, как у небольших заведений получается удерживать клиентов и чем предпринимателю помогает членство в клубе.
Немного истории
До появления бизнеса герой сменил несколько специальностей: долгое время работал программистом и занимался компьютерной графикой, затем ушел в финансовую сферу. На волне популярности маркетов загорелся идеей открыть пекарню и сам погрузился в изучение кулинарии. Открыл заведение на съемной кухне, но снова наступил кризис – 2014 года. В нелегкие времена познакомился с будущим партнером на маркете и заинтересовался кофейной индустрией. Спустя всего два месяца работы закрыл пекарню, не успев выйти в плюс. При этом вложения были минимальными – герой арендовал ночное производство. После появилась первая кофейня сети «IQ кофе».

Сейчас Алексей владеет четырьмя кофейнями в Москве – каждая из них ориентирована на свою аудиторию и имеет уникальную концепцию, исходя из локации. У двух кофеен есть посадочные места на площадях 60–70 и 40 кв. м, остальные работают в формате «кофе с собой» и расположены в бизнес-центрах столицы. Первую точку Алексей открыл по франшизе в 2015 году, а затем начал развивать бизнес за счет собственных вложений. Всего он запустил 15 заведений, но пандемия сократила их количество до четырех. Среди закрытых проектов была кофейня в офисе крупной IT-компании с меню, адаптированным под вкусы разработчиков. В 2017 году там появился бамбл – тогда это было новинкой, которая быстро завоевала популярность. Также сотрудники офиса охотно покупали сосиски в тесте и трубочки со сгущенкой.

Источник: фото предоставлено пресс-службой проекта

Трудности предпринимателя
Основная сложность в развитии сети кофеен «IQ кофе» – ограниченные финансовые возможности и высокие процентные ставки, которые затрудняют расширение бизнеса. Алексей использует только собственные средства, оставляя часть капитала на личные расходы. Он уверен, что при наличии дополнительного источника финансирования сеть могла бы развиваться быстрее. В Москве постоянно открываются новые интересные локации, но занять их оперативно не удается именно из-за нехватки средств. Алексей отмечает, что до пандемии у его сети были предложения от инвесторов, но локдаун изменил планы, и получать прибыль от офлайн-точек стало сложнее. На данный момент он не рассчитывает на внешние вложения, так как подходящего инвестора пока не нашлось.

После пандемии и начала СВО индустрия столкнулась с серьезным кадровым голодом – найти квалифицированных сотрудников, особенно профессионалов в кофейной сфере, стало еще сложнее. Алексей отмечает, что на позиции бариста для заведений среднего сегмента часто претендуют выходцы из Средней Азии, которые, как правило, недостаточно знакомы с кофейной индустрией и зачастую не имеют опыта в приготовлении напитков в сегменте спешелти. Для Алексея крайне важно, чтобы гость был уверен в качестве каждой чашки. Тем не менее недавно в одну из его кофеен «IQ кофе» удалось найти подходящего кандидата из Казахстана. Управляющая убедила Алексея дать ему шанс, отметив его неплохие навыки в приготовлении кофе.

Источник фото: предоставлено пресс-службой проекта

У команды Алексея пока нет готового решения для борьбы с дефицитом персонала. Они регулярно размещают вакансии с оплатой 350 ₽/час. Это не самое высокое предложение на рынке, но для сравнения в Drinkit бариста платят около 220–250 ₽/час (по данным, полученным от официального представителя Drinkit Россия, ставка бариста составляет от 300 до 360 ₽ в час. – SC). По мнению Алексея, уровень зарплаты сейчас не является определяющим фактором. Молодым специалистам интереснее работать в крупных компаниях, которые предлагают обучение и перспективы карьерного роста.
Воркбук «Вопросы для эффективного интервью при подборе персонала» станет вашим незаменимым помощником в создании грамотного и целенаправленного интервью. Этот инструмент позволяет глубже раскрыть личностные и профессиональные качества кандидатов, что поможет найти действительно подходящих сотрудников и укрепить команду. Специальная скидка 30% на все инфопродукты SC для резидентов клуба, а на тарифах «Полный доступ» и «Материалы» они доступны бесплатно.
Алексей также старается справиться с высокой конкуренцией, которая снижает прибыль и сокращает число постоянных клиентов. В непосредственной близости от его кофеен открываются новые заведения, перетягивающие часть посетителей, включая потенциальных новых клиентов. Ситуация осложняется соперничеством с крупными сетями, такими как Drinkit, которые активно привлекают аудиторию за счет агрессивного маркетинга – постоянного потока акций, специальных предложений в приложении и рекламы в социальных сетях.

Для того чтобы удержать посетителей, необходимы дополнительные финансовые вложения, которые на данный момент недоступны. У сети Алексея есть программа лояльности, но она действует только в одной из кофеен. Чтобы распространить ее на все точки, нужно обновить кассовое оборудование, что требует значительных затрат и времени. Кроме того, внедрение программы лояльности вызвало неожиданный негатив у клиентов: раньше гостям выдавали карту с бесплатным шестым кофе, а с переходом на новую программу эта возможность исчезла, что восприняли как ухудшение условий.

Источник фото: предоставлено пресс-службой проекта

Среди планов – создание качественного мобильного приложения. Пока предприниматель не готов к этому шагу и делает акцент на разнообразии меню, добавляя уникальные позиции, которых нет у конкурентов. Например, в кофейне популярностью пользуется авторский напиток «Вишневый крик» на основе эспрессо и вишневого концентрата. Еще одним важным аспектом остается персонализация: многие гости возвращаются за личным общением с бариста и непринужденной атмосферой кофейни, что помогает удерживать клиентов и создает особую ценность.
Какие есть решения?
Предприниматель убежден, что для устойчивости его кофейного бизнеса необходимо поддерживать высокий уровень сервиса. По его мнению, недопустимо, когда бариста медлят с приемом заказа или не торопятся с приготовлением напитков, задерживая их подачу. Для него важно, чтобы процесс обслуживания был оперативным и каждый гость получал свой напиток без лишних ожиданий.
Чек-лист «Оценка сервиса» поможет вам объективно оценить уровень обслуживания в кофейне, выявить слабые места и улучшить качество сервиса для повышения лояльности гостей. Специальная скидка 30% на все инфопродукты SC для резидентов клуба, а на тарифах «Полный доступ» и «Материалы» они доступны бесплатно.
По мнению Алексея, для успешного решения проблем в бизнесе нужно больше опыта и контактов. Важно иметь партнеров из индустрии, которые прошли через те же сложности и готовы поделиться своим опытом их преодоления. Клуб же он рассматривает не как источник образовательного контента, а как место, где можно найти полезные контакты с людьми, которые пережили подобный опыт. Кроме этого, членство помогает Алексею на практике – во время консультаций и мастермайндов, в процессе которых можно взаимодействовать с реальными предпринимателями. А еще в клубе всегда можно узнать ответ на вопрос, который появился в процессе развития бизнеса. Например, когда в кофейне Алексея начали ломаться кофемашины, он попросил совета у коллег – и узнал, где лучше обновить оборудование. В клубе с этим вопросом можно обратиться к технику.

Источник фото: предоставлено пресс-службой проекта

Еще один способ получить пользу от клуба – участие в обсуждениях. Алексей делится, что, наблюдая за каналом и не вмешиваясь в дискуссии, он находит много полезной информации об обжарке, управлении заведениями и персоналом. Недавно он посмотрел ролик с управляющим сетью Coffee Moose, который поделился 11 лайфхаками для увеличения прибыли кофейни. Один из моментов показался Алексею особенно интересным: капучино в фудкосте заведения составляет 11%, тогда как раф – 30%. Он посетил сайт Coffee Moose, проверил цены, которые позволяют держать фудкост на низком уровне, и затем сопоставил их с практикой других сетей. Это стало полезным мини-исследованием, применимым на практике.

Решение Алексей видит во франчайзинге – он планирует обратиться в компанию, которая помогает упаковать бизнес в проект и развивать его через передачу части прав предпринимателям. Алексей считает, что такой подход может привлечь инвесторов и способствовать масштабированию «IQ кофе».
Изучить тарифы клуба можно по ссылке, также читайте тут про другие кейсы наших резидентов. А наши телеграм-каналы будут полезны как опытным предпринимателям, так и новичкам: «SC: кофе и бизнес» и «Как открыть кофейню».
Хотите также?
присоединяйтесь к нам!
ПОЛНЫЙ ДОСТУП
(нетворкинг + прокачка + материалы)
ДЛЯ КОГО:
ДЛЯ ЧЕГО:
Для тех, кто хочет использовать все ресурсы клуба и получать максимальную отдачу, чтобы создать самую прибыльную кофейню на свете!
Полный доступ к ресурсам и возможностям клуба: пакеты нетворкинг, прокачку и материалы для создания успешного кофейного бизнеса.
НЕТВОРКИНГ
Вместе мы сила. Скорее всего, твою проблему уже решил кто-то другой, просто задай вопрос.
ПРОКАЧКА
Смотри, как это делают лучшие из лучших в индустрии, и учись у практиков не отрываясь от дел.
год
мес
1,790 ₽/мес
1,521 ₽/мес
МАТЕРИАЛЫ*
Получи доступ к практическим знаниям, инструментам, документам и шаблонам, необходимых для успешного ведения кофейного бизнеса.
год
мес
3,990 ₽/мес
2,791 ₽/мес
год
6 мес
6,900 ₽/мес
5,865 ₽/мес
год
6 мес
2,900 ₽/мес
2,500 ₽/мес