«Первый раз процесс обсуждения меню проходил так: ребята [Лиля Гадельшина и Богдан Прокопчук] показывали, что они придумали, мы пробовали и рассказывали, что нам нравится, а что нет. И дальше уже решали, нужно ли что-то менять. Сейчас, когда в кофейне появляется что-то новое, мы пробуем это уже в день начала продаж», – говорит Таня Королева. Выбор поставщиков инвесторы полностью доверили Лиле и Богдану – экспертам по кофе и призерам российских и международных чемпионатов бариста. «Спешелти-кофе мы, конечно, увлекаемся, но не на профессиональном уровне, поэтому у нас не было иллюзии, что мы как-то можем оценить возможных претендентов», – признается Таня. Но при этом они с Егором все равно следят за рынком и, если видят что-то интересное, предлагают партнерам посмотреть коммерческое предложение поставщика.
Тем, кто собирается открывать кофейню, Таня Королева и Егор Рубцов советуют настроиться на уважение и к инвесторам как к людям, с которыми нужно будет выстраивать отношения. Предпринимателю важно выяснить, хотят ли инвесторы, чтобы их вовлекли в бизнес-процессы: часто люди вкладываются в кофейни, не только чтобы окупить деньги за пару лет, но и чтобы быть причастными к интересной им истории. Это необязательно будет так, но стоит спросить, что инвестору важно в этом бизнесе и какие ограничения и идеи у него есть.
«Необходимо иметь уважение к деньгам как к инструменту. Хорошая идея – вложить хотя бы немного собственных средств, если есть такая возможность. Пусть даже это будет не очень большая сумма, но зато это сильно повлияет на ощущение ответственности», – считает Таня Королева. Эти деньги необязательно тратить непосредственно на кофейню, а можно, к примеру, оплатить консультацию юриста. «В процессе договора с инвестором обязательно обсуждайте, что произойдет, если бизнес не взлетит, и любые другие денежные и не только детали», – считает Таня.
Еще один совет от инвесторов «Эрны» – сделать «домашку» по своему проекту: обрисовать концепцию, рассказать о конкурентах, показать хотя бы примерную экономику. Отлично было бы сразу предложить несколько вариантов по аренде помещения. Это сделает проект прозрачным и поможет инвестору сформировать свое отношение к нему.