Задайте свой вопрос! Telegram
WhatsApp
Инструкция: что должно быть у владельца кофейни для масштабирования по франшизе
Рассказываем, что такое франшиза, что для нее нужно и на что обратить внимание при выборе контрагента

Автор: Маша Донская

22.11.2022
Запустить кофейную сеть по франшизе – идея, на первый взгляд, простая. Бренд развивается быстрее, покоряет города и регионы, владелец получает прибыль при меньших затратах денег и сил. Плюсы есть и для предпринимателя, купившего франшизу: не нужно развивать бренд с нуля – он уже узнаваем, все бизнес-процессы уже налажены и проверены.

Все было бы очень радужно, если бы не множество «но», которым мы посвятили эту статью.
Что такое франшиза
Франшиза позволяет вести бизнес от лица существующего бренда и использовать его имя, бизнес-процессы, технологии, корпоративные стандарты, права на патенты, изобретения и товарные знаки – все объекты, подлежащие передаче, подробно описываются в договоре наравне с оплатой за такое использование.

Главные термины
  • франчайзер – продавец франшизы;
  • франчайзи – покупатель франшизы;
  • паушальный взнос – единовременная выплата, которую покупатель платит продавцу при заключении договора;
  • роялти – регулярный платеж, который франчайзи вносит в определенный срок. Роялти может быть фиксированной суммой или процентом от продаж.

Популярные виды франшизы
По количеству предприятий:

  • Прямая франшиза: франчайзи получают право открыть только одно предприятие.
  • Мультифраншиза: такая модель предусматривает, что покупатель должен (или может – зависит от договора) открыть несколько предприятий. При этом отдельно оговариваются сроки открытия и территория.
  • Мастер-франшиза, которую еще называют золотой. Франчайзи имеет монопольное право на ведение деятельности под именем бренда на определенных территориях. По такому договору, как правило, франчайзи становится франчайзером, может расширять сеть и продавать франшизу другим предпринимателям.
По характеру отношений с брендом:

  • По свободной франшизе франчайзи может использовать бренд без строгого контроля со стороны франчайзера.
  • По «серебряной» франшизе правообладатель сам открывает предприятие, выстраивает процессы, а потом передает права на франчайзи.
  • Франшиза в аренду. При таком сценарии франчайзер передает компании готовое к работе предприятие, на котором чаще всего франчайзи является управляющим.
Что должно быть для запуска
Юрлицо или ИП
Во франшизных отношениях могут принимать участие только организации и ИП. Подробнее про выбор формы бизнеса и его регистрацию мы рассказывали тут.
Договор
Российское законодательство не регулирует франшизу как таковую. Для этих правоотношений используется чаще всего договор коммерческой концессии. Также могут иметь место договоры по созданию и информационному сопровождению, лицензионное или агентское соглашение – конкретный документ, название, а самое главное, содержание должно быть под контролем юристов. Причем с обеих сторон.

Что важно предусмотреть в договоре:

  • Предмет договора. Что передается франчайзи: товарный знак, методика обучения сотрудников, программное обеспечение, маркетинговая кампания, контакты с поставщиками – список индивидуален для каждого договора.
  • Права и обязанности сторон. Проведение проверок, неразглашение информации, соблюдение стандартов, порядок оформления товарных знаков, предоставление приложений и оборудование – любые, даже самые очевидные детали должны быть согласованы и зафиксированы в договоре.
  • Контроль франчайзи. Возможность франчайзера требовать материалы с камер видеонаблюдения или документы бухгалтерской отчетности. Один из пунктов контроля – бракераж: франчайзер может заказывать еду в заведении для ее контроля качества, вкуса, внешнего вида, размера порции. Например, в месяц не более 10 блюд. По итогам дегустации составляется акт с обязательными требованиями и факультативными рекомендациями.
  • Оплата. Размер паушального взноса, роялти и возможность его уменьшения или повышения, способы и сроки их внесения.
  • Порядок действий при нарушении договора. Штрафы, расторжение договора и другие санкции.
  • Территория использования прав. Если речь, например, идет о мастер-франшизе, то в договоре важно прописать регион действия франчайзи.

Франшиза – не самые гибкие правоотношения, особенно когда речь идет о работе с большими сетями: в договорах с ними согласование правок может занимать длительное время, а в итоге привести к невозможности их внесения.

При этом важно понимать, что все детали, прописанные в договоре, а также прилагающихся к нему документах, важно исполнять: от цвета трубочек для кофе до графика работы. Скорее всего, просто так взять и поменять цвет формы сотрудников без штрафов не получится.
Зарегистрированный товарный знак
Товарный знак – это уникальное обозначение, помогающее отличить один бренд от другого. Чаще всего в товарный знак включается логотип и название заведения. Почему его важно зарегистрировать? Расскажем на конкретном примере.

Владелец кафе «Ромашка» решил масштабироваться и продавать франшизу. Вместе со всем «приданным», своим франчайзи владелец передает незарегистрированный товарный знак: логотип в паре с названием, который используют на вывеске, на стаканах, в соцсетях. Другой, юридически подкованный предприниматель, не имеющий отношения к франшизе, такой товарный знак зарегистрировал, а значит, по закону получил право запрещать использовать его другим, в том числе и владельцу «Ромашки» и всем его франчайзи.

На практике бывают случаи, когда условным «Ромашкам» такой товарный знак удается «отбить» в суде, но профилактика в виде регистрации товарного знака всегда лучше. Как это сделать, рассказали здесь.

После подписания основного договора важно зарегистрировать право использования товарного знака в Роспатенте. Заявление о регистрации подается сразу от обоих участников франшизных отношений, пошлина за регистрацию одного товарного знака – 13 500 ₽. Подробности о процедуре регистрации здесь.
Брендбук или гайдлайн
Законодательно эти понятия не закреплены. На практике это путеводители по бренду, в котором описывается фирменный стиль и позиционирование компании. В брендбук обычно включают концепцию, философию, миссию, маркетинг, логотип и его презентацию, tone of voice, фирменные шрифты, цвета и графику, особые требования к интерьеру и экстерьеру.

Во франшизных отношениях гайдлайны особенно важны для достижения единообразия во всех заведениях. Например, мы точно знаем, что получим почти в любом Starbucks мира «американо толл для Маши».
В брендбуке особое внимание уделяют логотипу, его форматам и использованию. Например, обычно фиксируют, что нельзя менять композицию, растягивать логотип по ширине и длине, использовать на другом фоне, размещать на определенной категории предметов. Прописать важно все детали, которые могут показаться очевидными для владельца.

Брендбук можно разработать самому либо поручить агентству. В любом случае начать стоит со сбора мудборда и референсов.
Бизнесбук
Этот комплекс документов может носить самые разные названия, но суть одна: они посвящены стандартам компании. Начиная от режима работы до требования к цвету лака у сотрудников, которые работают с клиентами. Музыка, меню, ассортимент товаров, крем в уборной, интерьерный аромат – для единообразия во всех точках сети важно прописать все даже самые очевидные детали.
Финансовая модель
Творчество – хорошо, но франшизы все же еще и про деньги. Вложения на старте, размер платежей, прогноз окупаемости – все это включается в финансовую модель, с которой стоит познакомить франчайзи (и запросить у франчайзера) до заключения договора. Формат выбирается самостоятельно: это может быть презентация в Powerpoint или Word-документ. Главное – суть и обоснованность подсчетов.
Обучение сотрудников
Крупные сети вроде Coffeeshop организовывают единый центр для обучения сотрудников для всех кофеен города. По единым стандартам и планам каждый официант, бариста, менеджер и даже покупатель франшизы проходит лекции и практическую часть по обслуживанию гостей в течение нескольких недель.
Для небольших сетей обучающий центр может стать слишком затратным мероприятием, поэтому все теоретические и практические основы гостеприимства и обслуживания прописываются в бизнесбуке.
Чек-лист
Факультативный документ (коллекция фото, презентация, задачи в условном Trello), который только еще раз подтвердит дружелюбность франчайзера. Здесь стоит прописать все шаги, которые нужно будет сделать франчайзи, – от регистрации компании и открытия расчетного счета до настройки оборудования и заказа салфеток. Так и франчайзер будет уверен, что все по плану, и покупатель ничего не пропустит.
Как проверить партнера по франшизе
Для обеих сторон важно пообщаться вживую, особенно когда для кого-то из них это первое подобное взаимодействие. Здесь важно уловить так называемый «мэтч» – если переговоры проходят не гладко и общаться не особенно приятно, то и бизнес, скорее всего, будет вестись с трудом.

Также для обеих сторон важно проверить юрлица и ИП друг друга. Этому мы посвятили отдельную инструкцию.

В ходе личного общения стоит оценить уровень юридической и финансовой грамотности, а также проанализировать своего визави как человека, ведь это потенциальный партнер, с которым предстоит долго и тесно работать. Не стоит бояться, если деловая встреча будет походить на собеседование, строгий отбор имеет полное право на существование.
Как еще проверить франчайзера
Первый этап проверки – отзывы в интернете, в том числе и на YouTube. Обратную связь стоит получить и у других покупателей. Их контакты можно смело запрашивать у продавца франшизы.
По итогам изучения всех документов важно ответить для себя как минимум на следующие вопросы: как давно продается франшиза, сколько заведений открылось и закрылось по ней, благонадежные ли финансовые показатели бренда за последние 2–3 года.

#бизнес, #масштабирование, #франшиза, #договор, #правовой_ликбез