Первый шаг – понять себя, свое решение уезжать или нет, уверены ли вы в нем. Нужно в целом проанализировать себя как предпринимателя и свою предпринимательскую активность.
Второй шаг – начать изучение рынков, аудитории, потребителей, причем с понимания того, к каким трудностям вы готовы. Важно понять вообще, какой это рынок. Есть ли в выбранной стране сегмент спешелти, пусть небольшой? Он уже развит или только развивается? Или его пока вообще нет? Например, если на потенциально интересном вам рынке есть одна кофейня во главе с гастроэнтузиастом, сильно верящим в свое дело, то это не значит, что там есть ваш сегмент или потребители. А вот если кофейня не одна, а их хотя бы три и еще есть обжарщик спешелти, то это значит гораздо больше. Наличие обжарочного производства говорит о долгих инвестициях, которые трудно окупаются, что свидетельствует о сильном желании этим заниматься следующие сколько-то лет. И это в любом случае влечет за собой определенное развитие соответствующего сегмента и аудитории.
Третий шаг – понять, можно ли в той стране, которая вам кажется привлекательной, зарегистрировать компанию и нанимать иностранцев на работу. Не только людей из России, а в принципе иностранцев, потому что часто есть ограничения, например оформление только для местных. Наличие локальных специалистов крайне важно. Даже если вы решили нанять кого-то из России, все равно нужно, чтобы в заведении работали много ребят, которые хорошо владеют местным языком.
Например, в Сербии можно зарегистрировать компанию, не имея ВНЖ. Есть страны, в которых нельзя зарегистрировать компанию без вида на жительство. А конкретно в Армении, Грузии и Сербии можно без какого-либо набора документов, связанного с ВНЖ и долгосрочной визой, просто открыть компанию.
Четвертый шаг стоит делать, если по всем предыдущим пунктам ответ был «да». Стоит более детально изучить конкурентов, понять, кто они, что продают, какие у них цены. Если есть возможность приехать на место и посмотреть, как выглядит процесс, сколько людей ходят в заведение, как в нем ведется коммуникация, насколько это современные места, то нужно это сделать. Такой тур может растянуться на несколько месяцев, возможно, потребуется несколько поездок. И дальше уже можно проводить более глубокий анализ – цены, предложения, стоимость аренды, налоги.
Идеальный срок принятия решения для бизнеса узкого сегмента, такого как спешелти-кофейня, – полтора-два месяца.