Франшиза дает готовый успешный бренд, не придется тратиться на создание айдентики, формировать репутацию и ждать, пока кофейня завоюет доверие клиентов. Франчайзи получает базу поставщиков и персонал, обученный по стандартам головной компании. Например, бариста учатся и проходят аттестацию в «Академии ДаблБи».
У франшизы есть готовая и проверенная бизнес-модель. Можно заранее просчитать расходы и издержки. Шанс открыть плохую точку по франшизе намного ниже, чем самостоятельно. В компании подскажут, как работать, укажут на ошибки. Франчайзи получает поддержку и доступ к базе знаний, которые уже наработала компания ценой собственных ошибок. Но при этом важно понимать, что головная компания не возьмет на себя ответственность за убытки франчайзи.
При выборе франшизы нужно обратить внимание на историю бренда и его известность. Компании, которые давно на рынке, имеют опыт антикризисного управления и способность быстро адаптироваться к форс-мажорным обстоятельствам. Сейчас возможно покупать только отечественные франшизы, с иностранными связываться не стоит. Такие компании за редким исключением уйдут с рынка.
Нужно изучить условия франшизы – паушальный взнос
(сумма, которую франчайзи единоразово платит головной компании за право работать под ее брендом, использовать товарный знак, получить доступ к технологиям и т. д. – SC), роялти
(периодические плaтeжи, пepeчиcляeмыe головной компании. – SC), объем инвестиций, наличие договора коммерческой концессии. Необходимо проверить, нет ли в договоре скрытых платежей. Так, «ДаблБи» берет роялти в размере 4% от выручки.
Минусы франшизы – затраты на покупку и регулярные отчисления роялти, необходимость работать в чужом бизнесе и развивать его. Любые изменения придется согласовывать с головной компанией. Возможности принимать самостоятельные решения не будет, а вся деятельность будет жестко регламентирована. Иногда франчайзи «ДаблБи» предлагают хорошие идеи, но такое случается редко – на пять плохих идей приходится одна стоящая. Компании прописывают в договоре запрет конкуренции: открыть в одной локации с франшизной точкой независимую кофейню нельзя.
Независимая кофейня больше подойдет энтузиастам, погруженным в кофейную культуру, и тем, кто хорошо знает рынок. Тем же, кто хочет просто делать бизнес, лучше обратить внимание на франшизы.