О том, что такое франшиза, этой весной получили представление, наверное, все россияне: из страны ушел самый известный гигант фастфуда «Макдоналдс», и тем не менее до объявления окончательного ухода сети в России люди продолжали брать привычные бургеры и картошку фри в аэропортах, на вокзалах, а в Сибири и вовсе на всех прежних точках. Все просто: заведения, функционирующие по франшизе, носят единое название с головным заведением, но также имеют определенную юридическую автономность. Например, вправе предлагать руководству новые позиции в меню или продолжать работать после закрытия главного заведения сети.
Иногда может показаться, что франшиза – нечто вроде пассивного дохода. Однако важно понимать, что прибыль не начинает поступать с момента покупки заведения. Главная задача владельцев сети – обучить франчайзи, погрузить в процессы работы, но дальше все зависит от владельца франшизы. Кроме того, франчайзи берет на себя обязательства следовать политике компании и регулярно отчислять выплаты франчайзеру. При покупке франшизы выплачивается паушальный взнос – единоразовый платеж за право вступить в сеть, пользоваться товарным знаком сети и узнаваемым фирменным стилем. Потом на протяжении всего времени ведения бизнеса по франшизе выплачиваются роялти – отчисления за право пользования этими правами. Роялти в свою очередь бывают фиксированные (каждый раз выплачивается одна и та же прописанная в договоре сумма), процентные (определенный процент с выручки франшизы) и смешанные (процент от выручки, но не меньше суммы-фикса).
Ольга Аникеева, директор по франчайзингу сети кофеен Jeffry’s Coffee (сеть насчитывает более 150 заведений по России, функционирующими в формате тайм-кафе, кофе с собой и стандартной кофейни. Известна дизайном в стиле дикой Аляски): «Основное преимущество работы по франшизе заключается в том, что человек, не обладающий качественной экспертизой в том или ином направлении бизнеса, покупая франшизу, может полноценно погрузиться во все процессы, получить знания франчайзера, его опыт и готовый бизнес-процесс. Мы помогаем нашим партнерам от момента подбора локации до момента открытия дверей нового заведения и встречи их первого гостя и продолжаем оказывать поддержку во время всей работы франчайзи под нашим брендом.
Мы обучаем их всем необходимым операционным процессам, работе с персоналом, использованию дополнительных сервисов и IT-платформ, соответствию и соблюдению всем видам норм, требований и стандартам, для всех требований государственных органов. На постоянной основе мы работаем над поиском новых и улучшением работы текущих поставщиков, оказываем маркетинговую поддержку, услуги дизайнера, юридическое сопровождение, если оно необходимо, помогаем с набором персонала и его обучением в нашей академии бариста. Создаем и улучшаем стандарты, процедуры и различные регламенты компании для более эффективной работы наших кофеен».