Помимо ожиданий по трафику, которые не совпали с реальностью, были и другие трудности. Например, в этом году из-за административных сложностей не удалось организовать работу летней площадки, которая могла бы повысить посещаемость в летний сезон. Поскольку здание – памятник архитектуры, необходимо больше усилий и общения с городскими властями, чтобы получать разрешения на такие инициативы, отмечает Олеся.
«Когда мы сюда заехали, все сильно удивлялись, этот памятник архитектуры никому не был нужен, здесь работали микробизнесы, например шаурма, где поваром был сам собственник», – вспоминает Олеся. Сейчас в двухэтажное здание с тремя входами заезжают арендаторы, формирующие большой поток. Но, по словам собеседницы SC, не хватает «коммунальной включенности» в работе над обликом и обслуживанием здания: «Когда твое помещение находится в памятнике архитектуры, у тебя нет нормальной управляющей компании. Общепиту не запрещают открываться в таких зданиях, но никто и не рассчитывает на то, что здесь откроется нормальный общепит с определенными требованиями. По сути, мы как будто самостоятельно выстраиваем здесь [взаимодействие] заново по всем коммуникациям, вплоть до договора по твердым бытовым отходам (ТБО) – на это здание рассчитан только офисный вывоз макулатуры. Нет такого, что мы просто обращаемся в нужную инстанцию и с нами заключают требуемый договор. Мы получаем постоянные вопросы и отказы: “А зачем вам вообще это нужно, а мы это не будем делать”».
Основная сложность сейчас – упадок сил, и важно не устать еще, признается предпринимательница: «Я знаю, что силы вернутся. Но, наверное, на данный момент у меня закончились идеи, закончилась вера в то, что можно активно вкладываться в проект и действительно что-то получить. Как будто бы много чего было вложено, помимо финансов, именно в плане развития, пиара, и не принесло результатов, прописанных в бизнес-плане».
При этом она подчеркнула: маркетинговые кампании в целом оказались скорее эффективными – просто принесли не тот результат, на который рассчитывали. «Коллаборации с местными проектами были призваны показать: несмотря на то что мы из Ростова-на-Дону, мы свои. Какие-то рекламные акции непосредственно на привлечение трафика мы не проводили, но сейчас работаем над этим. Мы посмотрели, какие акции у других кофеен, подумали, что мы можем предложить индивидуального особенного. Хотим увеличить средний чек для тех, кто берет кофе с собой, допустим, в офис, может быть, это будут дополнительные продукты», – рассказала владелица кофейни.
Сезонность влияет на показатели выручки, и Олеся прогнозирует спад трафика в декабре, феврале и марте. В эти месяцы бизнесу потребуется дополнительная поддержка. Предпринимательница не собирается запрашивать дополнительные инвестиции, а размышляет над переформатированием бюджета.