Организовать собственное производство полуфабрикатов или нанять шеф-повара – задача, которую захочет решать не каждый. В этом случае на помощь приходят поставщики готовых блюд.
В кофейне «Может, кофе?» гостям предлагают десерты, выпечку, завтраки и обеды, однако самостоятельно их не готовят.
«Наличие кухни снижает себестоимость готового блюда, но несет для владельца риски, – считает основательница проекта Алена Качурина. – Сэндвич от поставщика на хорошем хлебе с качественными ингредиентами и в крафтовой упаковке стоит в закупке около 250 ₽. Если кофейня готовит такой сэндвич сама, то он обойдется дешевле в среднем на 50 ₽. В целом приличная разница. Но для этого нужно оборудовать кухню, нанять поваров, контролировать закупку и списание продуктов».
Кроме того, само помещение не всегда позволяет сделать в нем кухню (причина может быть в маленькой площади) или, как в случае с кофейней «Может, кофе?», находится на первом этаже жилого дома. Чтобы запах еды не портил отношения с жильцами, «Может, кофе?» остается кофейней, которая сотрудничает с поставщиками готовых блюд.
Прежде чем заниматься разработкой полноценного меню, Алена рекомендует поставить себя на место гостя. Если кофейня расположена в торговом центре, где уже есть полноценный фудкорт со столовыми, то еда будет не нужна. Чек такой кофейни будет состоять только из чашек. Но если заведение расположено на пересечении потоков: уличные прохожие, сотрудники бизнес-центра и те, кто живет в ближайшем ЖК, то владелец будет под всех подстраиваться, расширять меню. Мамы, которые отвели детей в садик или школу, захотят полчаса покоя перед работой или домашними делами – они выберут кофе и десерт. Люди, которые работают рядом или уезжают на работу, возьмут кофе с собой и сэндвич. Для гостей, которые фрилансят в кофейне, придется разработать меню на целый день.
«Я стараюсь открывать кофейни в районах, где люди живут, работают и по каким-то причинам сюда приезжают, – говорит Алена. – Средний чек у нас плавающий: 430–460 ₽ – по будням и около 580 ₽ – по выходным. В летний период большую часть выручки составляют напитки – где-то 60/40. С приходом холодов процентное соотношение напитков и еды меняется. Сейчас (поздняя осень. – SC) это четкие 50/50».
Алена Качурина называет две причины, по которым предприниматели выбирают формат кофейни с едой. Первая – это большая стоимость аренды. Локации внутри Садового или Третьего транспортного кольца площадью в 50 кв м с панорамными окнами или вблизи станции метро и крупного жилого массива стоят 4–5 тыс. ₽ за кв м.
«Допустим, вы продаете только кофе, – объясняет предпринимательница. – Исходя из средней стоимости чашки, ваш чек будет около 250 ₽. Представьте, сколько чеков нужно будет сделать, чтобы просто покрыть расходы на аренду. Из этого рождается потребность расширить меню, чтобы повысить средний чек и увеличить мотивацию гостя зайти к вам снова».
Вторая причина – это стремительный ритм жизни в Москве. Большая часть продаж приходится на сегмент to go. Часть клиентов посещают любимую кофейню, чтобы не спеша насладиться напитком среди недели, или специально приезжают в выходной день позавтракать, но в большинстве случаев это история про быструю покупку – когда гость заходит по пути, чтобы взять стаканчик кофе с собой. Ему важно получить кофе, перекус и качественное обслуживание в одном месте.