Все, кто в сообществе давно, последние, скажем, пять, восемь, 10 лет, начинали тогда, когда конкуренции и правда совсем не было – никому ничего не надо было доказывать. Поэтому у тех, кто общается с тех времен, супероткрытые отношения до сих пор. Ты наверняка говоришь о представителях спешелти-культуры. Это сейчас очень маленький рынок в России, если говорить о финансовой емкости. И при этом есть огромная сфера коммерческого кофе, множество брендов, которые привозят в Россию уже обжаренное зерно. И по мне – вот наши конкуренты, и отвоевывать долю рынка нужно именно у них.
Если сейчас в любом не связанном с кофе сообществе провести опрос, какой кофе лучший, то я думаю, какой-нибудь Lavazza будет одним из лидеров с огромным отрывом. Причин здесь много. Я могу рассказать какую-нибудь маркетинговую историю про то, как зерно жарится на заводе в Италии каким-нибудь невероятным ростером. Плюс у Lavazza или Julius есть специальные программы: они дают, например, машины за зерно. И никто не думает, что он может купить, например, комплект оборудования за 300 тысяч ₽ и быстренько его окупить, потому что килограмм зерна будет стоить 1000 ₽. А к ним приходит представитель и говорит: «Давайте вы будете брать наше зерно, оно стоит 3000 ₽/кг, но качество классное, вы же знаете, что это Lavazza! При этом мы вам бесплатно оборудование поставим». Не все понимают, что за три месяца заплатят больше, чем стоит это оборудование.
И дело не только в профильных заведениях, кофейнях – есть отели и рестораны, огромный рынок ретейла, где свежеобжаренный кофе из России занимает микроскопическую долю. И вот это уже конкурентное поле. Соперничать мы должны с Италией, с низкокачественным кофе. Тем более что сейчас разница в цене сильно сократилась из-за того, что биржа улетела вверх, а весь этот дешевый кофе зависит от нее больше, чем спешелти-сегмент.
А у нас некоторые думают, что эффективно обивать пороги одних и тех же кофеен и биться друг с другом за какие-нибудь 10 кг в месяц. Многие так зацикливаются на внутренней конкуренции, что им кажется, будто она огромная. Кто-то говорит, что он, условно, придумал дрипы, и тут же кто-то другой начинает их делать. А то, что в Корее делают эти дрипы уже много лет, никого не интересует. Сокрушаться, что у тебя что-то украли, можно постоянно, но это не конструктивно.
У ПИРа, например, подглядывают темы лекций, семинаров, но это говорит лишь о том, что не нужно стагнировать, важно все время идти вперед. Если у тебя украли то, что ты сделал год назад, – не страшно, это уже неактуально. Мы двигаемся дальше. Компании, которые разрабатывают сами какие-то новые продукты, никогда не скажут: у нас что-то своровали. Да пусть заимствуют – уже завтра это будет вторичной идеей.
Когда я только устроился в ПИР почти 10 лет назад, я поехал в Сиэтл на крупнейшую мировую кофейную выставку. В Сиэтле каждый квартал – это кофейня с собственной обжаркой, безумное количество кофе, и все битком. Вот это конкуренция. У нас даже в Москве только недавно начали открывать кофейни в спальных кварталах. До этого все было сконцентрировано в центре. О какой конкуренции идет речь? Я до сих пор езжу по России, замечаю, что в куче городов нет ничего. Пожалуйста, открывайте.