Милла Пиотровская считает, что в первую очередь нужно отслеживать факторы риска и принимать меры по их предотвращению: «Если вы замечаете перенапряжение в команде или у конкретного человека, а также эмоциональные колебания от апатии до хаоса, необходимо выявить причины стресса и, в зависимости от факторов, применять разные методы».
При нахождении человека в состоянии острого стресса существуют три стадии адаптации к смене событий. Первая – это шок, значительные эмоциональные колебания. В такой момент не следует принимать быстрые решения, нужно дать своему телу и мышлению время прийти в себя. Для этого стоит использовать тактику маленьких шагов и сосредоточиться на конкретных простых действиях и планах. Важно питание, богатое белком, без излишних углеводов и алкоголя, а также занятия физическими упражнениями и время на свежем воздухе.
Когда человек успокоится, он переходит во вторую фазу и начинает видеть возможности, теперь он способен принимать решения. Важно пересмотреть все происходящее, сформулировать для себя новые цели и задачи. Третья фаза подразумевает начало действий, то есть человек направляет всю свою энергию на будущее. Таким образом, через кризис мы растем и учимся, обретаем новые компетенции и бизнес-возможности.
С этим согласна и психолог Анастасия Камитдинова. По ее мнению, если сотрудник на работе испытывает стресс, то важно начать с оценки его источников, то есть с определения причин, из-за которых возникает напряжение. Такими причинами могут быть конфликты с руководителем или коллегами, отсутствие интереса к выполняемой работе, неприемлемые условия работы, нехватка времени на выполнение задач или, наоборот, недостаточное количество задач и поручений.
«После определения причин стресса подумайте, есть ли возможность повлиять на них самостоятельно, – добавляет эксперт. – Например, поговорить с руководителем о пересмотре задач или составлении более удобного для вас графика работы. Помимо работы с самой причиной стресса, попробуйте оценить вашу общую загруженность: достаточно ли вы спите, выделено ли в вашем графике время для любимых занятий, присутствует ли в жизни спорт. Исследования показывают, что двигательная активность снижает уровень стресса и улучшает настроение. Используйте для расслабления дыхательные практики и йогу».
Бар-менеджер ресторана Subzero в Санкт-Петербурге Михаил Арсенин советует систематизировать рабочее пространство, что поможет персоналу не попадать в стрессовые ситуации: «Чистота на рабочем месте – один из важнейших факторов внутреннего порядка. Внешний стресс регулируется, исходя из самой ситуации, это может происходить по-разному. Как минимум никогда не нужно паниковать, а если паники не избежать, то разрешить себе выйти на 5–10 минут и собраться. Если стресс коллективный, то, конечно же, помогают диалог и возможность каждому давать и получать обратную связь. “Пятиминутки” перед началом смены эффективно задают направление рабочего дня».