Перед тем как приступать к адаптации сотрудника, лучше быть уверенным, что вы нашли правильного человека, и вложенные в него ресурсы – как временные, так и финансовые, – не будут затрачены впустую. Самым верным решением для этого будет собеседование. «Я считаю ошибкой, что многие современные руководители отказываются от этого этапа отбора. Зачастую они находят человека с подходящим опытом по объявлению, думая, что именно во время практики он покажет свои основные качества, – говорит тренер ресторанных команд и специалист по сервису Евгении Лерман. – На этапе разговора можно сразу отсеять неподходящих людей, при этом не тратя время наставников (о них мы расскажем ниже. – SC). Адаптация в коллективе – это стресс не только для новичка, но и для команды».
На этапе отбора стоит обратить внимание на тех соискателей, которые подходят кофейне по индивидуальным характеристикам и стилю жизни. Потенциальный сотрудник должен иметь опыт работы в сфере и быть коммуникабельным, собранным и опрятным.
Часто собеседование становится способом предугадать сложности, которые могут возникнуть во время сотрудничества. Одна из распространенных проблем – несоответствие реальности ожиданиям. «Бариста – не просто набор веселых активностей около воронки, а большой труд для кофейни. Для многих становится откровением, что необходимо не только варить вкусный кофе, но и ухаживать за кофемашиной, убирать помещение и приводить все в порядок после смены. Нужно и улыбаться гостям, и работать физически. У начинающих бариста представление о работе часто немного "восторженное". Эту проблему мы стараемся решить на этапе подбора: на собеседовании сразу предупреждаем обо всех требованиях к бариста», – рассказывает директор по персоналу сети кофеен Surf Coffee Татьяна Венцлавская.
После того как вы взяли на работу нужного человека, можно переходить к адаптации. По мнению бизнес-психолога и эксперта в области обучения и развития персонала Миллы Пиотровской, ее можно разделить на четыре вида. О каждом из них – ниже.