Какие люди должны работать в кофейной отрасли и вообще в сфере гостеприимства? Вот качества, на которые следует обратить внимание при поиске.
Эмпатичность и навыки коммуникации
Евгения Семенова из Coffeesphere отмечает: «Я всегда в первую очередь обращаю внимание на то, любит ли человек людей, потому что внутреннее гостеприимство, желание создавать хорошее впечатление для других людей есть не у всех. Прикладным навыкам – варке кофе, латте-арту – можно научить, а быть гостеприимным научить нельзя, это либо есть в человеке, либо нет. Для меня важны и такие внутренние качества, как эмпатия, желание развиваться, честность и проактивность».
Ксения Долгушина из Tasty Coffee добавляет: «Предположим, шеф-бариста классно готовит кофе по рецепту, выстраивает график работы, но ему сложно коммуницировать с новыми людьми».
Если у человека проблемы с коммуникацией, приговор ли это для сферы гостеприимства? «Очень важно понять, почему у него не получается, – считает Долгушина. – Если нет потребности, желания и интереса, сделать что-то сложно. Твоя задача – это не просто продать кофе, а рассказать, погрузить в культуру. Тут очень сложно будет внедряться, и, скорее всего, если функция этого человека – не просто готовить кофе, но и работать за кассой, коммуницировать внутри бара с коллегами, крайне сложно его адаптировать, и, вероятно, он выбрал не совсем тот путь, который был бы комфортен и ему, и бизнесу. Если сотруднику плохо удается коммуницировать и не получается наработать навык, возможно, стоит распределить роли в баре так, чтобы у него было меньше коммуникаций. Но тут, конечно, нужно смотреть индивидуально».
Невербальные знаки
Евгения Семенова призывает предпринимателей, вынужденных выполнять роль HR в своих проектах, обращать внимание на поведение человека, в том числе на банальный здравый смысл и соблюдение правил этикета: «Предположим, зима, а кандидат приходит на встречу в пуховике. Снимает ли он куртку или садится перед вами прямо в ней и говорит, что ему и так хорошо?»
Реакция на открытые вопросы
Задавайте вопросы, на которые можно ответить развернуто: «Что вам нравится в работе бариста?», «Почему вы выбираете именно работу с людьми?» и т. п.
Бывает, что в ответ на вопрос «Что для вас ценно в работе в команде?» люди начинают говорить о негативном опыте на прошлой работе, например о сплетнях. «Это тоже важный момент, когда даже на позитивной коммуникации человек начинает вспоминать негативное. Поэтому я всегда акцентирую внимание на том, как человек говорит, как отзывается о прошлых коллегах, и все-таки ищу общие ценности, потому что главное – чтобы человек соответствовал вашим ценностям», – отмечает Евгения Семенова.
Ксения Долгушина добавляет: «Важно понять, зачем человек пришел, какие условия ему нужны и насколько они соотносятся с тем, что может предложить эта кофейня. Я очень люблю вопрос “Как должна выглядеть работа, на которую вы будете ходить с удовольствием?” Здесь можно выйти на диалог и сказать: “Слушайте, предложить этого не можем, вот как вы смотрите на это?” Ответ на этот вопрос очень часто дает понять потребности сотрудника. И здесь можно соотнести возможности кофейни с потребностями и понять, есть ли мэтч или нет. Это касается как ценностных аспектов, так и условий работы (график, зарплата)».
Рассказы о прошлых местах работы
Евгения Семенова рассказывает: «Для меня большой красный флаг, когда говорят: “Я один был супер, самый классный сотрудник, но у меня в шести местах не сложились отношения с руководством и коллективом, потому что они все были странные”. Встречаются исключения, когда были какие-то нечеловеческие условия, но в таких случаях обычно сотрудники просто по фактам рассказывают, что происходило, почему они решили уйти, потому что, например, им не выплатили зарплату, без перехода на личности, без оскорблений».
Дайте шанс людям без опыта, но смотрите на мотивацию
«Мы сейчас рассматриваем ребят без опыта работы в кофейнях, например, если человек работал официантом или барменом других напитков или был администратором, – делится Ксения Долгушина. – Нужно немного подстраивать свои требования под меняющийся мир. Мы несколько снизили порог входа, но при этом все равно делаем основной упор на мотивацию ребят. Если нет желания улучшать свои скиллы, мы не будем с этим мириться, какой бы ни был опыт у человека. Если не хватает именно опыта работы, это решаемо».