Не всегда нужно задавать прямой вопрос, чтобы получить ответ. Многое о кандидате расскажут его реакция и поведение.
«Основные компетенции, которые мы ищем в кандидатах, – это коммуникабельность, клиентоориентированность и умение следовать заданным стандартам. Мы выявляем их с помощью игр и кейсов на групповых собеседованиях, которые разработали совместно с нашим учебным центром», – говорит руководитель отдела подбора персонала Cofix Алена Волкова.
Многие кандидаты не могут себя правильно преподнести, и преимущество группового собеседования именно в том, что на нем много взаимодействия с другими людьми, игр, в ходе которых кандидаты могут раскрыть свои личные качества, проявить себя в нестандартных условиях.
Прибегает к моделированию ситуаций на собеседовании и Федорова из Oh! My Tea: «Чтобы выявить личные качества, я моделирую разные ситуации. Например, спрашиваю, как человек справляется с плохим настроением и как проходит его рабочий день, если он встал не с той ноги, что его отвлекает и подбадривает. Если человек отвлекается от проблем во время общения с другими, то это хороший знак, значит, он способен работать в команде, а если ему надо побыть одному, то, возможно, он интроверт и это качество отразится на его работе».
Бывает так, что кандидат хороший, но не обладает достаточным набором компетенций для работы с гостями. В разговоре кандидат не смог раскрыться, поддержать диалог, оказался замкнутым – это не значит, что у него нет потенциала для другой работы.
Так, Федорова делится примером собеседования кандидатки в чайную «Обычные люди»: «Я отправила ее работать к нам на производство. Через месяц она вернулась счастливая со словами, что она хотела действительно это, а не работу за стойкой».
Бариста должен уметь концентрироваться на монотонной работе и одновременно обладать высоким уровнем эмпатии и коммуникативными навыками для общения с людьми. Вопросы вроде «когда вы последний раз знакомились на улице или общались с незнакомцами?» на собеседовании помогут оценить новичка и понять, готов ли человек поддержать беседу и обзавестись знакомствами в виде постоянных гостей или он не обладает нужными компетенциями. Стоит попросить кандидата рассказать об опыте работы в команде в прошлом, узнать, какой вклад он вносил в общее дело. Обычно командные игроки с радостью делятся опытом и достижениями, рассказывают о том, какие отношения сложились у них с разными членами команды на прежнем месте.
«Были ситуации, когда ко мне на собеседования приходили люди с высокими профессиональными навыками, но не обладавшие качествами, которые нужны для работы в зале, и я находила им работу, связанную с кофе, но не за стойкой, а в сфере продаж или маркетинга», – рассказывает Федорова.