Один из самых сложных вопросов в деле бариста – профессиональный рост. На первый взгляд, продвижение возможно только в рамках одного заведения: бариста-стажер, главный смены, шеф-бариста, или управляющий, или переход в заведение более высокого уровня с лучшими условиями труда и оплаты. Но на самом деле возможностей развития настолько много, насколько широка сама кофейная индустрия. Кофе – это не только напиток в чашке посетителя, но еще и зерно, его отбор, логистика и обжарка, обучение (как завариванию, так и бизнес-процессам), управление командой. Единственного правильного пути нет, каждый специалист выбирает направление, основываясь на собственных интересах.
Работать с напитком. Такой вариант могут выбрать те, кому интересно создавать новые напитки, разрабатывать стандарты, техкарты и контролировать их качество.
Работать с зерном. Работая с зерном, можно развиваться как обжарщик – это достаточно большой сегмент индустрии.
Еще одно звено цепи – оценка качества кофе, или Q-грейдинг. Стандарты разработал
Институт качества кофе (Coffee Quality Institute, или СQI) – международная некоммерческая организация, цель которой – улучшать качество кофе и условия жизни людей, которые его производят. Оценка кофе нужна, чтобы выделить кофе спешелти-класса.
Маркетинг и поставки кофе. Импорт зеленого кофе, логистика – сложные процессы, требующие понимания не только кофе как продукта, но и знаний в других сферах, включая продажи, PR, менеджмент и многое другое.
Открыть свой бизнес. Для кого-то показателем роста может стать открытие своего дела. Стоит понимать, что здесь род деятельности смещается скорее на управленческие процессы, нежели на ремесленную работу с продуктом. Причем собственным бизнесом может быть не только кофейня, но и обжарка, производство разного рода кофе-продуктов (например, капсул, дрип-пакетов, готового кофе в банках).
Обучение и консалтинг. Для кого-то важной точкой роста становится возможность передать знания и опыт. Специалист, который выбрал этот путь, может стать тренером, получить сертификацию по тем дисциплинам, которые в совершенстве освоил сам. При должном понимании устройства бизнес-процессов он может заняться консалтингом и помогать другим предпринимателям в запуске новых кофеен.
Кофейные чемпионаты. Серьезным ростом может стать участие и победа в чемпионатах. Подготовка к чемпионату – хороший повод узнать больше, отточить навыки, расширить свои представления об индустрии и узнать новых людей.
Также в чемпионатах можно не только участвовать, но и заниматься судейством. Для этого тоже нужна специальная аккредитация.
«Но не стоит романтизировать эти возможности: вакансий не очень много, на них требуются специалисты с опытом. Минус нашего дела в том, что, если нет вакансии, а человек понимает, что достиг потолка в конкретной кофейне или кофейной компании и выгорает, он, скорее всего, уйдет в другую профессию», – предостерегает тренинг-менеджер по контролю и качеству кофе в компании Roast Story (Дубай, ОАЭ) Ирина Шарипова.