Ответ Евгении Лерман, специалиста с 18-летним опытом, однозначен: навязчивые продажи в стиле McDonald’s: «“Возьмите еще вишневый пирожок” – это раздражает. Ни в коем случае не говорю, что продавать не нужно, просто нужно делать это по-другому: из парадигмы ценности для гостя, а не выполнения чек-листа. И что еще бесит – это огромная цепочка вопросов. Маленькое, большое, горячее, холодное, с газом, без газа, со льдом, безо льда, сиропчика добавить, корицы добавить».
Как и Евгения Лерман, директор по развитию проекта CafeStore от «Модульбанка», владелица сети кофеен и консультант по кофейному бизнесу Зоя Некрасова тоже призывает обращать внимание на то, какой сервис дают ваши бариста или кассир: по ее словам, есть одна ошибка, про которую, кстати, забывают все владельцы и управленцы. «Например, к вам пришли муж с женой, – говорит она. – Обычно, если за баром стоит девушка, она больше внимания уделяет мужчине, а если молодой человек – девушке. Это нормально, мы так устроены, это психология продаж, но это и есть грубейшая ошибка. На моем опыте были случаи, когда даже возникала ревность».
Внимание к потребностям гостей – это прекрасно, но помните: люди чувствуют неискренность со стороны персонала. Даже если что-то пошло не так, как минимум нужно прийти с обратной связью, спросить, что не так, и сделать все, чтобы гости поняли: вы не просто слушаете, не просто ставите галочки, что и где им не понравилось. Посетитель все поймет, дежурные улыбки сразу считываются. Конечно же, нужно предложить замену, если что-то пошло не так. Ни в коем случае не надо вступать в конфликт в целом, говорит Некрасова.
Отдельный момент – грань между дружелюбием и панибратством. Иногда официанты или бариста садятся к гостям за стол, но не все посетители хотят более тесного общения. Впрочем, это сильно зависит от концепции. Иногда работники заведения садятся за стол к гостю, потому что это вопрос удобства, отмечает Лерман, равно как есть места, где по задумке должна играть громкая музыка, иначе рушится атмосфера: «Тогда, конечно, сотрудник либо сядет к вам за стол, либо опустится на колено рядом, чтобы у вас расстояние от уха до уха было короче. Это не потому, что он хочет набиваться к вам в друзья. Я была в ресторане с обалденным сервисом, там менеджер погружает, вводит вас в концепцию, а посадка сумасшедшая – и он садится с вами за стол. Если у тебя между столами расстояние 30 сантиметров и ты будешь нависать над гостями, твой рассказ будет мешать другим. Поэтому сотрудник с разрешения посетителя присаживается к нему за стол – и это прекрасно, это очень гостеприимно, очень мило. Общение сразу переходит в совершенно другую плоскость. Я бы не хотела дополнительного набивания ко мне в друзья, но я бы хотела знать, куда пришла, чтобы мне об этом классно и ненавязчиво рассказали. И если есть причина сесть со мной за стол, почему бы и нет?»