«Закрытие этого и других портов КНР привело к разрыву логистических цепочек, а к концу апреля в китайских портах простаивало свыше 500 судов, что составляет около 28% всех кораблей, ожидающих погрузки в мире», –
писали «Известия» со ссылкой на аналитическую службу Windward.
«Самая больша проблема, с которой мы столкнулись, – контейнерный кризис. В Джибути
(порт в городе Джибути, столице государства Джибути. – Прим. ред.) просто не было контейнеров – мы почти два месяца пытались их забукировать, – подтверждает Дарья Гарькавая. – Выросла и цена: раньше она составляла $2 000–3 000, сейчас – это $10 000 и больше».
Сложнее стало не только возить зерно, но и перемещаться в поисках хорошего кофе: ситуация со спецоперацией сильно сказалась на авиаперелетах. Билеты, которые стоили в 2021 году по 100 000–200 000 ₽, в 2022-м обошлись уже в полмиллиона. Сами перелеты тоже удлинились. Например, полет в Гватемалу, последнее путешествие Дарьи, длился почти 100 часов: 48 – туда и 50 – обратно.
Но отказываться от поездок в «Кофемании» не планируют. «Мы сами покупаем зерно с 2007 года, – говорит директор департамента бариста сети Глеб Невейкин. – Если упрощать, то на рынке кофе все как на обычном продуктовом рынке: если приехать и сказать, что тебе нужны самые вкусные помидоры, что тебе дадут? Поэтому необходимо много ездить, много пробовать и много общаться. Последнее очень важно, ведь люди, которые занимаются продуктом, зачастую не знают, что вам нужно – играет роль культурный, языковой барьер».
Дарья тоже настроена решительно. Грин-байер «Кофемании» считает, что сложности с логистикой начались еще в 2020 году, а до этого она вспоминает 2014-й, когда взлетел доллар: «Всегда есть какие-то трудности, и мы адаптируемся ко всем изменениям. Пока есть возможность привозить хороший кофе, мы это делаем. Мы постоянно в поиске чего-то нового – даже в сложное время. Это наш подход».
Из новых интересных рынков Гарькавая называет Азию. Пока профиль вкуса азиатской продукции специфический: там много коммерческого кофе и нужно искать спешелти, подходящий компании по вкусовому профилю, объему и цене. Но заметен прогресс – еще шесть лет назад на выставке в Шанхае было мало местного кофе высокого качества. Хвалит Дарья и отдельные лоты из Папуа – Новой Гвинеи, которые недавно попробовала в кофейне в Москве, – за фруктовый, сладкий и необычный вкус.