Задайте свой вопрос!Telegram
Phone
WhatsApp
Доступная среда в кофейнях: что можно сделать уже сейчас
Доступность – важная тема последних лет. Мы попытались взглянуть на нее с точки зрения заведений общепита: рассмотрели факты, постарались найти кейсы и предложили возможные решения и их преимущества

Автор: Данита Пинкина

28.03.2023


Заведения общепита – такая же часть городской среды, как и все остальное: обычные люди пользуются ими практически ежедневно, в то время как у людей с ограниченными возможностями могут возникать сложности. Выпить чашку кофе с друзьями, провести встречу, попробовать новые блюда – это все должно быть простым и приносить радость, а не восприниматься как подвиг из-за высоких крылец, неудобной посадки и необорудованных санузлов. Сейчас многим людям с инвалидностью нужно провести долгий ресерч, чтобы убедиться, что локация обладает всеми нужными качествами, а после осмелиться на вылазку. Это идет вразрез с тенденциями современного общества – открытостью и равенством.

Сделать окружающую среду доступной для всех в одинаковой мере – сложная задача. Для обычных людей это скорее вопрос этики и уважения, для людей с особенностями – причастности и полноценности пользовательского опыта.

Изменения могут происходить мягко, начиная с самых простых и базовых вещей, например с магазинов и жилья. К ним могут присоединяться и кофейни как самые небольшие и дружелюбные места, которые стали частью повседневной жизни практически каждого обычного человека. Stream Coffee постарался разобраться в вопросе.
Что такое доступная среда
Доступной называется среда, созданная с учетом дополнительных потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья, в рамках которой они могут вести полноценный образ жизни, не испытывая затруднений.

Условно можно разделить это понятие на такие составляющие, как:
  • элементы, связанные с комфортом передвижения и организацией пространства: лифты, пандусы, подъемники, соблюдение требований по ширине проходов, наличие специального оборудования;
  • дополнительные возможности для людей с нарушениями органов слуха и зрения: тактильные элементы, дополнительная навигация.

Такая среда будет комфортна не только для людей с инвалидностью, но и для пожилых, и для родителей с колясками и маленькими детьми. Таким образом, ее внедрение приносит пользу намного большему количеству людей, чем может казаться на первый взгляд.
Фактическая ситуация
По данным Росстата на 1 января 2022 года, количество инвалидов в РФ составляет 11,3 млн человек. При этом самая социально и экономически активная возрастная группа – от 31 до 60 лет – насчитывает 2,8 млн человек.

Сейчас редкое заведение общепита может похвастаться доступностью для людей с ограниченными возможностями. Например, летом 2022 года в ряде регионов прошла проверка доступности летних кафе для людей с инвалидностью, в результате которой оказалось, что только в 6% заведений были соблюдены все стандарты.

Это многослойная проблема, и чаще всего ее источник – не сопротивление предпринимателя, а скорее условия физической среды городов, причем как крупных, так и поменьше. Основные трудности испытывают люди, передвигающиеся с помощью специальных средств, например на колясках. Городская среда исторически не была приспособлена к их нуждам: тротуары узкие, на пути встречаются ступени, подъемы и неровности, а мощение создает сложности для езды. Градостроители озаботились данным вопросом около 15–20 лет назад, но изменения в этой сфере – очень медленный процесс.

Большинство сдающихся помещений в центре городов, особенно построенных до середины прошлого века, небольшие: там нет простора для свободной посадки, равно как и для оборудования санузла всем необходимым. Желание предпринимателя занять всю доступную площадь – абсолютно справедливое при высокой арендной плате.

Иногда бывает так, что адаптации мешает статус здания: объекты культурного наследия находятся под охраной государства, и реконструировать их, например расширить проем или провести перепланировку, практически невозможно из-за требований по сохранению исторического облика.

Комфортные условия для людей с ограниченными возможностями с большей вероятностью можно встретить в крупных заведениях. Такие чаще всего открываются в новых зданиях, например торговых или общественных центрах. Сейчас при строительстве требуется предусмотреть в проекте количество санузлов и лифтов, а также создать комфортные пути доступа для маломобильных групп населения. Несоблюдение этих требований грозит тем, что здание просто не получит разрешение на строительство.

С морально-этической точки зрения в обществе еще может витать страх прямого контакта с инвалидностью: ряд предпринимателей могут действительно бояться брать на себя ответственность совмещения групп посетителей.
Нормативный аспект
На законодательном уровне существует ряд документов, которые закрепляют права людей с ограниченными возможностями и описывают требования к физической среде.

Например, в России есть Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а в 2012 году была ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов, посвященная в том числе проблематике их включения в общество. Согласно второму документу государства-участники должны разрабатывать стандарты, предусматривающие доступность всех услуг, и следить за их выполнением.

Так, в России существует Свод правил 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В нем можно найти и нормы, относящиеся к предприятиям общественного питания. А требования к особым устройствам, разметке или надписям, сделанным с помощью шрифта Брайля, можно найти в соответствующих ГОСТах.

За несоблюдение требований доступности статьей 16 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена административная ответственность. Согласно КоАП РФ штраф за неисполнение требований соблюдения доступности составляет от 20 до 30 тыс. ₽ для юридических лиц.
Плюсы и сложности
Хотя процент клиентов с ограниченными возможностями мал относительно остального общего числа посетителей, это все-таки не повод не пробовать обеспечить максимальную доступность.

Доступность может принести не только сложности, но и некоторые преимущества, к которым можно отнести:

  • Расширение целевой аудитории и привлечение новых клиентов.
Возможно, кто-то из постоянных клиентов приведет своего знакомого или близкого человека, а может, и старшего члена семьи, ведь часто при помощи коляски передвигаются и пожилые люди.

  • Конкурентное преимущество.
Доступность все еще уникальная черта, с ее помощью можно выделиться на рынке. А имидж хорошего заведения, которое заботится не только об обычных посетителях, но и о гостях с ограниченными возможностями, – достаточно сильный и смелый.

  • Повышение качества сервиса.
В своих текстах Coffee Stream уже рассказывал, что качественное обслуживание – это прежде всего внимание к гостю. Проявляя заботу о людях с ограниченными возможностями, можно укрепить статус заведения с действительно качественным сервисом.
В нашем материале рассказываем о том, что включает в себя качественный клиентский сервис. Он перестал быть приятным дополнением к основному продукту и услуге. Теперь это важная часть отношений между клиентом и заведением.
  • Социальная ответственность.
Чем больше предпринимателей думают о проблеме и пытаются решить ее посильными мерами, тем раньше доступность для людей с ограниченными возможностями станет нормой, а не исключением и обременением.
Среди сложностей можно выделить две основные группы: физические, которые заключаются в выполнении нормативов, и экономические.

Экономические связаны с дополнительными вложениями на этапе открытия, что повлияет на сроки окупаемости проекта. Например, только комплект оборудования санузла с учетом сантехники стоит от 50 тыс. ₽ и выше.

Когда речь заходит о позиционировании заведения как инклюзивного, появляется страх, что если делать упор только на этот аспект, то можно перестать быть привлекательными для другой аудитории. А это тоже повлечет за собой финансовые риски.

Но для людей с ограниченными возможностями наличие инклюзивных заведений – большой плюс. Во-первых, это повышает чувство включенности в общество и сглаживает разницу между образом жизни. Во-вторых, это неплохо освещает проблему: бóльшая огласка заставит задуматься о проблемах больше предпринимателей, и так можно прийти к глобальным изменениям немного раньше.

Односторонняя печать меню шрифтом Брайля стоит от 24 ₽ за лист формата А4, полноцветная с дублированием шрифтом Брайля – от 117 ₽. Источник: Municipalidad de Miraflores / Flickr

Кейсы
К сожалению, примеров заведений, доступных для людей с инвалидностью, пока мало, либо они крайне недолговечны. Чаще получают огласку проекты, которые решают проблему с точки зрения трудоустройства людей с ограниченными возможностями.

Так, один из самых известных кейсов – кафе «Огурцы» в Санкт-Петербурге. Оно было открыто в 2019 году по инициативе мастерских «Простые вещи» во главе с Марией Грековой. Целью было не только трудоустроить людей с ментальными особенностями, но и создать заведение, в котором комфортно было бы любым гостям.

В Москве работает кафе с возможностью трудоустройства людей с ментальными особенностями «Разные зерна». Его открыла АНО «Школа профессий» в конце 2022 года, деньги на открытие собирали с помощью краудфандинга. Кафе обустроено в соответствии со всеми требованиями доступности для гостей: есть пандус, кнопка вызова помощи и правильный санузел. В «Разных зернах» проводят концерты, мастер-классы и организуют вечера с тематической кухней.

В Минске в 2020 году открылась кофейня «Инклюзивный бариста». Она стала результатом работы социального проекта, в рамках которого активисты учили людей с ограниченными возможностями варить кофе. Но из-за того, что обычные кофейни не оборудованы для работы в них инвалидов, применения навыкам так и не нашлось, и Александр Авдевич решил сам открыть такое заведение. За год сеть расширилась до четырех точек в Минске и еще одной в Бресте. Однако сейчас на официальной странице заведения указано, что проект временно закрыт.

Доступной средой могут похвастаться такие крупные проекты, как кафе в музее «Гараж» и некоторые рестораны группы Ginza.

В поиске подходящего заведения в крупных городах России может помочь сайт restorating.ru: нужно только включить опцию «Доступная среда» при поиске по фильтру. Так, по версии сервиса, в Москве нормам соответствует целых 250 заведений, а в Санкт-Петербурге – больше 500, правда, у большинства написано только то, что официант может встретить у входа.

Среди заведений, найденных нами таким образом, было петербургское бистро «Футура». Один из основателей, Илья Литвяк, рассказывает об этом так: «У нас наполовину доступный санузел: он большой, в него можно доехать на коляске. Он семейный, потому что там стоит пеленальный столик. Но он не полностью оборудован и не сертифицирован как инвалидный. Дело в том, что есть очень большая разница между тем, чтобы сделать туалет, в который можно попасть всем, и тем, чтобы сделать доступный санузел по всем правилам». По словам управляющего «Футуры» Александра Бондарева, создавать условия доступности помогает и технопарк «Ленполиграфмаш», на территории которого находится бистро.

Бистро «Футура». Источник

Создатели подумали о доступности еще на начальной стадии, им было важно, чтобы заведение получилось действительно комфортным для всех. Илья Литвяк рассказал, что такой «неидеальный» вариант делается просто: продумывается ширина проезда и пандус, и это не влечет за собой дополнительные траты. «А вот если бы мы делали все по правилам, с дополнительными поручнями и оборудованием, то это стоило бы нам очень дорого. На это мы пойти не смогли, потому что уже не влезали в бюджеты», – добавляет он.

Основное преимущество, которое дала комфортная среда, – имидж. «Каждый гость, который приходит к нам, четко знает, что может получить то, что сложнее получить в другом заведении. Мы стараемся быть гибкими абсолютно во всех вопросах и всегда найти альтернативу, даже если здесь и сейчас ответ не приходит», – рассказывает Александр Бондарев.
Что можно сделать уже сейчас в своем заведении
Вот какие простые шаги в своем заведении можно сделать уже сейчас, и они не приведут к кардинальному удорожанию проекта.

  • Разместить кнопку вызова помощи у входа. Установить такую не составит труда, есть беспроводные варианты, а купить комплект, состоящий из кнопки с табличкой и приемника, можно даже на маркетплейсе.

  • Занизить стойку до оптимальной высоты для заказа с инвалидного кресла – 85 см от пола. Чтобы не идти вразрез с эргономикой бара для бариста, низкой можно сделать только часть стойки, где непосредственно осуществляется заказ. Скорее всего, вы сталкивались с такими столешницами в МФЦ или в санузле в торговом центре или аэропорту.

  • Продублировать основные таблички и меню шрифтом Брайля.

  • Для слабослышащих гостей можно предусмотреть наличие индукционной петли – устройства, которое усиливает звуковой сигнал.

  • Соблюсти оптимальное для проезда коляски между столами расстояние – 1,1–1,2 м. Более подробные рекомендации о том, как обустроить пространство зала, можно посмотреть здесь.

  • Dog-friendly-заведение – дополнительная возможность для людей с ограниченными возможностями: это значит, что гостя может сопровождать не обычный питомец, а собака-поводырь.

Более актуальным инклюзивное кафе может быть в локации вблизи НКО или медицинских центров: так появится дополнительный трафик и заработает сарафанное радио.

Помимо созданных физических условий, самым основным остается отношение: персонал кофейни должен быть готов и обучен помогать гостю с ограниченными возможностями. Для этого может существовать отдельный регламент работы, либо можно договориться о тренинге с благотворительными организациями, специализирующимися на помощи инвалидам. «Заведение в сфере гостеприимства рассчитано на комфорт гостей. Принять их и создать все условия для комфортного времяпрепровождения – наша главная задача», – объясняет Александр Бондарев, управляющий бистро и бара «Футура».