Самая большая ошибка – не делать расчетов, полагаясь на свою экспертность. Полина Чемелькова, основательница проекта APPO, рассказывает, что при открытии первой кофейни четкой финансовой модели не было и это привело к ряду трудностей: «Казалось, что все понятно и так, но без финмодели я не видела, сколько конкретно получаю. Поэтому не было ясности, что делать дальше, где взять деньги на продвижение».
Финмодель – это инструмент развития, с помощью которого можно проиграть разные сценарии и принять решение, которое подойдет именно вашему бизнесу: снизить стоимость расходников без потери качества, подыскав другого поставщика, или убрать непопулярные позиции из меню, чтобы меньше тратить на закупку продукции, или изменить систему премирования ваших сотрудников, чтобы повысить их мотивацию и стабильно выходить в плюс.
«Даже если вы планируете задействовать только собственные средства, не привлекая деньги со стороны, нужно финансовое моделирование, – подчеркивает Роман Алексеев из House|Bo(a)t. – Ведь мы вкладываем денежные средства не для того, чтобы их просто потратить, а чтобы приумножить или хотя бы сохранить с учетом инфляции и прочих внешних факторов. Важно подумать, как ваш проект будет развиваться через год-два. Все предугадать невозможно, тем более в долгосрочной перспективе. Но наметить себе перспективы на ближайшие 12 месяцев имеет смысл всегда».
Финансовый эксперт Анна Безлепкина также относит к ошибкам примерные прикидки возможных расходов без калькуляционных расчетов себестоимости производства: «Детально предусмотреть расходы на первоначальном этапе сложно, тем более в перспективе 3–5 лет, но необходимо по максимуму провести аналитику и все посчитать. Зачастую, особенно малым предпринимателям, кажется, что реально потратить 1 рубль, а получить 1 миллион рублей, не принимая во внимание сопутствующие издержки – операционные, капитальные, административные, коммерческие расходы, которые будут влиять на итоговый результат – чистую прибыль. А задача любого бизнеса – не просто получить прибыль, а ее максимизировать».