Все представители заведений, опрошенные SC, сходятся в одном: самое важное – это сервис, а значит, уровень работы персонала, эмпатия сотрудников. Бренд-менеджер Bloom-n-Brew Евгений Борисов считает, что команду сразу нужно обучать азам, даже если сотрудники опытные, должна быть система конкретного заведения.
«Иногда клиент дает шанс что-то исправить. У нас есть отдельное обучение по сложным кейсам – как нужно реагировать на каких-то гостей, просьбы, отрабатывать негатив. Кто-то может прийти в плохом настроении, и, если бариста так же среагирует, будет плохо», – говорит эксперт.
Персонал должен уметь проявить эмпатию, сохранить на смене рассудок и даже выступить в роли психолога, отмечает сооснователь Floo family Станислав Коротецкий: «Надо понять, что вызвало такие эмоции. Сначала успокоить, а потом разговаривать: “Да, я вас понимаю, мы работаем, чтобы вам было классно”».
По мнению предпринимателя, рынок в Москве задает высокую планку. «Продукт и сервис [высокого уровня] стали необходимыми в общепите, кофейнях в частности. Мы для себя определили, что это база, чтобы у нас были гости. В своих коммуникациях мы должны говорить больше о том, что нас отличает от других. Вся кофейня – это продукт. Если говорить глобально, люди покупают клиентский опыт – а это и есть атмосфера и сервис. И мы не говорим: “Гость всегда прав”, где-то мы отстаиваем себя, бариста, если возник конфликт. Но и так понятно, что важно не грубить. Мы это проговариваем в обучении, у нас есть программа подготовки бариста. Конечно, гость не вернется, если ему нахамили. Есть базовая гигиена [сервиса], а есть уникальные вещи, которые отличают команду: концепция, новые рецепты, свои бизнес-модели».
Совладелец co.fado Давид Даниелян считает, что надо добиться взаимной доброжелательности между посетителем и персоналом: «Многие забывают, что это индустрия гостеприимства. Гостя держит именно коннект, контакт. Когда он есть, не составляет труда подойти и попросить: давай всем сделаем хорошо. Так это должно работать. Я, конечно, не имею в виду, что надо фамильярничать. Фокус должен быть на качестве продукта, сервиса и вкуса. Через эту призму нужно располагать к себе гостя».
Женя Федорова из Oh! My Tea отмечает нюанс, который стоит учесть, нанимая сотрудников: «Если вы берете на работу всех, кто пришел по вашему объявлению, не пытаясь понять, подходите вы друг другу или нет, если вы не заботитесь о сотрудниках, они выгорают, им неинтересно. Это всегда будет отражаться на гостях. Вы можете быть спешелти до мозга костей или чистой коммерцией, но если люди, которые у вас работают, не проявляют к делу интерес, вы никогда не станете успешными».