Задайте свой вопрос!Telegram
Phone
WhatsApp
Оценка бариста как ключевого игрока в команде
Какими качествами должен обладать бариста и как руководителю их оценить

Автор: Евгения Харлова

27.12.2022
Бариста как лицо кофейни
Мы уже рассказывали о том, кто такой бариста и какие особенности у этой профессии. Но сегодня недостаточно просто хорошо варить кофе. Чаще всего именно от бариста зависит атмосфера в кофейне, и поэтому на первый план выходят софт скилы специалиста: умение расположить к себе гостя и вести small talk, доброжелательность, гибкость, желание создать комьюнити вокруг кофейни. Все эксперты, ответившие на вопросы Stream Coffee, сошлись во мнении, что остальные обязанности бариста в кофейне зависят от конкретного проекта. Например, в кофейне формата to go сотрудникам не обязательно уметь заваривать кофе альтернативными методами. А вот поддерживать с гостями вежливую беседу и излучать позитив важно для имиджа любого заведения.

«Если это шеф-бариста, то он может выполнять еще и функции администратора и/или менеджера. Если бариста один на всю кофейню, то он и готовит кофе, и принимает заказы, и моет посуду, и следит за чистотой санузла. Эта профессия – одно из направлений сферы гостеприимства, и в этом понятии заложено все перечисленное. Требования здесь такие же, как и к другим работникам отрасли. Но формат заведения может диктовать особенности: возраст, пол или чувство юмора», – говорит кофейный специалист, победитель российских и международных конкурсов, сенсорный судья чемпионатов Brewers Cup и Russian Coffee Cup Анастасия Ваинская.

По мнению финалиста международных и участника российских конкурсов, тренера-бариста и технического национального судьи SCA Анастасии Сорока, бариста должен располагать к себе, знать продукцию кофейни и уметь ее продавать. Нужны в такой профессии и навыки психолога, чтобы разрешать, а лучше предотвращать конфликты. Чего однозначно не должно быть, так это скучающего вида, отсутствия желания работать и постоянного зависания в телефоне. Важно оставлять все проблемы дома и нести гостям хорошее настроение.

Тренер ресторанных команд, специалист по сервису и преподаватель Novikov School Евгения Лерман объясняет, что бариста должен идеально вписываться именно в вашу кофейню – понимать, о чем она, кто ее гости и какой сервис необходим в выбранном формате. Остальное – вопрос знаний и навыков, которые дает конкретный работодатель. Научить, по словам эксперта, можно всему.
В кофейнях разных форматов (to go, спешелти, с полноформатной кухней) софт скилы сотрудников должны не различаться, а качество обслуживания всех гостей – находиться на высоком уровне. Единственное, что может отличать сотрудников разных типов заведений, – умение работать со специальным оборудованием. Знания о кофейном мире можно применить в заведении любого формата.
Оценка работы бариста
Чтобы повысить качество обслуживания и поднять уровень сервиса в заведении, необходимо объективно смотреть на своих сотрудников. Часто при отсутствии четких критериев работы сложно оценить вклад бариста в развитие кофейни.

По мнению Анастасии Ваинской, профессионализм можно понять по качеству кофе, обратной связи от гостей и размеру среднего чека, если бариста может влиять на продажи.

Анастасия Сорока при визите в кофейню задает вопрос: «Что на фильтре?» По ее мнению, ответ сразу дает понять уровень знаний бариста и его умение предложить альтернативные варианты. Также эксперт обращает внимание на чистоту бара, ухоженность работников и их доброжелательность в целом.
Для качественной оценки желательно использовать четкие критерии, а не размытые понятия вроде «хорошее обслуживание». Важно оценивать не только профильные навыки, но и личностные качества сотрудника и созвучность его ценностей ключевым идеям компании. В этом поможет чек-лист оценки компетенций сотрудника.

Евгения Лерман предпочитает проводить подобную оценку за чашечкой кофе от бариста, за которым она наблюдает. Чтобы сделать компетентные выводы, тренер обращает внимание на общение работника с другими гостями кофейни и следит за чистотой на его смене в течение примерно 30 минут.

Возможно, сложится так, что вы и ваш сотрудник не совпадаете по ценностям. Тогда смысла продолжать совместную деятельность нет. Если бариста не по душе миссия компании, то он сможет найти единомышленников в другом месте, а вы – принять на работу профессионала, близкого вашей концепции.
Выводы
Несомненно, бариста – ключевая фигура в коллективе кофейни. От качества работы этого специалиста зависят атмосфера, имидж и качество сервиса в заведении.

Любого сотрудника можно оценить, наблюдая за его работой. Но чтобы четко понимать соответствие сотрудника концепции и принципам кофейни, желательно воспользоваться грамотно составленным чек-листом. Такой инструмент поможет определить уровень профессионализма, ответственности и навыков бариста.