Потребление кофе остается основным фактором, который влияет на потребление чайной продукции. Но при этом сокращение чайного потребления поддерживает и все более широкое использование других ингредиентов: иван-чая, каркаде и других трав, которые становятся основой для напитков.
Особо стоит остановиться на иван-чае. Те позитивные ожидания, которые присутствовали в отрасли относительно развития этого продукта, пока не реализованы в полной мере. Во-первых, это может быть связано с коротким сезоном сбора иван-чая – всего один месяц, в отличие от обычного чая, который собирается практически круглый год. Это первое серьезное отличие между этими продуктами. Во-вторых, процесс сбора и переработки иван-чая невозможно технологизировать до той степени, в которой это работает с обычным чаем. Требуется много ручного труда, приходится работать с широким разбросом локаций, где надо собирать растение.
Гипотетически иван-чай способен в три или четыре раза перекрыть потребление рынка горячих напитков, если основывать расчет на доступности растения в России. Но проблема как раз в том, что плантации сильно разбросаны географически. Чтобы обеспечить фабрику по переработке большим объемом сырья, мы не можем иметь те сроки доставки, которые есть сейчас. Если иметь сотни тысяч гектаров плантаций, но отдаленную фабрику, то это не будет иметь смысла, потому что сырье испортится. Поэтому разброс сырья иван-чая пока не позволяет его производителям быть экономически эффективными.
Чайное сырье дешевле, процесс производства других трав более отработан, а иван-чая – пока не дотягивает. Тем не менее производители довольно активно работают над этим и надеются, что производство этого продукта будет увеличиваться. Потому что вне зависимости от импортных поставок сырья это довольно серьезный фактор и хорошее преимущество. Особенно в условиях тех ограничений, с которыми мы сталкиваемся при импорте: финансовые проблемы, транзакции, логистика.