Артур Берсиров предупреждает, что проблемы начнутся и с оборудованием для заваривания кофе: кофемашины делают в Италии, аксессуары для альтернативного заваривания – в Японии и США. Хотя прямых запретов на поставки в Россию кофейного оборудования пока нет, но логистика страдает и цены растут. Берсиров уверен, что пока российские кофейни смогут работать на бывшем в употреблении оборудовании – при правильном обслуживании кофемашина прослужит 10–15 лет.
Для MMOMA Cafe Мария Алейникова покупала мебель и посуду уже после того, как начались проблемы с доставкой импортных товаров в Россию, и потому искала варианты на «Озоне» и «Авито». В итоге большинство нужных предметов нашлось у локальных производителей в Петербурге, но и они подняли цены. Материалы и краски импортные, и они тоже подорожали за счет нестабильного курса рубля и усложняющейся логистики. Алейникова советует сейчас обратить внимание на «Авито»: там есть частные мастера, которым можно отправить референс, и они сделают что-то подобное. А вот с винтажной мебелью может быть сложнее. «Придется потратить очень много времени на поиски и готовиться к разочарованиям: продавец просто забыл что-то убрать с сайта, а ты на фоне этого кресла уже выстроил весь интерьер, – рассказывает Мария. – Когда я искала мебель, винтаж разлетался очень быстро. Я что-то находила, писала продавцу, но уже на следующий день этот вариант оказывался продан. Комплект мебели для MMOMA я пересобирала раз шесть».
Скорее всего, предпринимателям придется отказаться от идеи открытия инстаграмных заведений. «Мебель можно найти в России и Китае, но если хочется открыть кофейню высокого уровня – с новым оборудованием, мебелью из Европы, керамикой из Японии и США, – то это будет намного проблематичней», – считает Артур Берсиров. С ним соглашается и Юрий Курлович: «Надо понять, что нужно – сделать инстаграмную картинку или зарабатывать деньги. Должен быть бизнес-план, в который включены регулярные затраты – аренда, зарплата, коммунальные платежи. Нужно обратить внимание на локацию. Больше не получится держать красивую кофейню, где люди занимают стол три часа, а приносят в кассу 300 ₽».