Владелец Usha Bakery отмечает, что у индонезийских сотрудников есть определенные медлительность и страхи. Они боятся вступать в конфронтацию, избегают ссор и конфликтных ситуаций. «Если к вам приехал поставщик и привез несвежие фрукты, в нашем понимании достаточно легко ему отказать. Местный не будет ссориться и согласится принять продукты, одновременно понимая, что фрукты плохие. Еще для сотрудника вопрос об опоздании воспринимается как конфликт, хотя часто за замечанием ничего не стоит. Раньше на этой почве работник мог отойти куда-то, пока я не вижу, собрать вещи и уволиться. Для них дружба и работа стоят близко. Эти проблемы никак не решаются, к этому нужно привыкнуть и адаптироваться под здешнюю картину мира», – советует Максим.
В европейских странах различия в менталитете видны не так сильно. Отчасти поэтому основатели «Кофилина» рассматривали для расширения бизнеса варианты между Россией и Западной Европой. Анатолий и Ирина уверены, что общее понимание жизни важно для эффективной работы.
Екатерина Бородич отмечает, что различный культурный бэкграунд сотрудников не влияет на эффективность работы в дубайском «Дринките». Она уточняет, что сложности в коммуникации возникают в основном из-за языковых различий – коллеги говорят на английском, который ни для кого тут не является родным: «Что-то у кого-то получается хуже, что-то – лучше. Здесь история не столько про культурные особенности, сколько про человеческие. Например, ребята с Филиппин – самые дружелюбные и заботливые люди, которых я встречала в Дубае».