По мнению Артура Щербакова, шеф-бариста кофейни «БуЖу» в Нальчике и экс-старшего бариста в Mad Espresso Team, качественный сервис состоит из трех элементов: профессионализма, открытости и доброжелательности. В профессионализм он закладывает понимание продукта и методов работы с ним, а также того, что происходит на кухне. В открытость – возможность делиться этими знаниями, например рассказать про зерно или рецепт заваривания. А доброжелательность определяет способность поддержать разговор, предложить позицию и принять отказ.
«Сам я обращаю внимание именно на это. Мне кажется, что нет ничего лучше, чем приходить в кофейню, где тебе рады, угощают вкусным кофе и желают приятного времяпровождения», – делится Артур.
Важность общения подчеркивают и другие эксперты, например Анастасия Плотникова, операционный директор 22Cups в Москве: «Мы должны уметь поддержать small-talk: сразу распознать настроение клиента, будь он приветливым и настроенным на разговор или же пасмурным и нелюдимым, и подстроиться под него, чтобы гость ушел с ощущением, что все было отлично».
В ее понимании качественного сервиса этот пункт стоит на первом месте. Среди остальных такие критерии, как чистота, атмосфера и качество продукции. «Если хотя бы такие стандартные вещи не соблюдать, то хорошего обслуживания не получится», – дополняет она.
Находясь в заведениях в качестве гостя, Анастасия наблюдает за поведением персонала, скоростью подачи и умением продавать, а также много внимания обращает на интерьер.
Айдар Мифтахов, управляющий шоурума BolsheCoffee на улице Марата в Санкт-Петербурге, описывает качественный сервис как синергию всего: продукта и отношения к нему, персонала, самого места и гостя. «Нельзя сказать, что к качественному сервису есть какой-то определенный ключ. Все должно работать вместе», – резюмирует он.
В заведениях, куда он приходит как посетитель, Айдару важна общая атмосфера, то, как себя чувствуют гости и сотрудники. Особенно он отмечает взаимодействие с персоналом: «Всегда бросается в глаза отношение к тебе. Я с легкостью принимаю, когда официант обращается на ты. Но не приемлю снобское отношение, когда тебе просто указывает пальцем в меню и говорит, что можно попробовать».
Могут варьироваться критерии качественного сервиса и от города к городу. По наблюдениям Артура Щербакова, которому довелось поработать в Mad Espresso Team в Санкт-Петербурге и в Нальчике, гость в небольшом городе требует больше внимания и ему привычнее сделать заказ у официанта, в то время как в мегаполисе клиенты проще относятся к формату покупки напитка у стойки.