Проблема квалификации персонала упирается в другую тенденцию: обесценивание труда. Говоря о проблеме закрытия заведений, Качалкин оценивает ситуацию как «дарвинизм в его естественном виде»: «Если вы жили на рабском труде, платили 140 ₽ в час человеку, который даже не понимал, что он может стоить дороже, вы его не развивали, и он решил посмотреть на рынок труда и увидел, что [в другом месте] платят условно 500 ₽ в час, очевидно, что он пойдет туда, а там еще и рады ему, еще и учат его. Когда вы работаете на безразличном отношении к качеству, на монополии, на убеждении, что в закрытом бизнес-центре люди будут пить все, что есть, что наливают, то и будут употреблять, появляется конкурент, который готов терять деньги, но давать качественный продукт. И спустя энное количество времени люди к нему уходят. Это же бизнес-модель. Мы заложили деньги в финансовую модель, где сотрудник будет зарабатывать некий икс, а нужно закладывать ×2».
По мнению представителей заведений и обжарщиков, нужно платить сотрудникам так, чтобы человек не думал, что ему требуется «еще что-нибудь хапнуть, подшабашить». Бариста должен приходить на работу, понимая, что у него есть стабильный заработок на рынке и что завтра у него будет работа, которая ему нравится, а еще что он хочет и может развиваться.
«Адаптируйте бизнес, меняйтесь, уважайте себя и других», – призывает Качалкин. По его оценке, сейчас зарплата бариста должна составлять не менее 250 ₽ в час, в каких-то кофейнях встречается цифра 300–350 ₽, в заведениях «суперуровня» – 400 ₽.
И все же, как считает эксперт, сейчас предприниматели начали подтягиваться по ставкам: «А те, кто снизу, начали думать, что делать: либо закрываться, потому что платить столько нельзя, либо самим вставать за стойку, что я неоднократно видел и считаю неприемлемым. Владелец должен заниматься операционными вопросами, а не пытаться закрыть дыры в кадрах. Это показатель проблемы бизнеса. Есть деньги – плати, нет – мотивируй, пляши перед сотрудником, уважай его, чтобы он был заинтересован в работе».
Основатель The Coffee Soldiers Александр Богатыренко тоже призывает не экономить на персонале: «Почему у некоторых кофеен складывается не очень хорошо? Начинается кроилово. Открывают точку to go или заведение с небольшой посадкой и думают, мол, рынок, 100 ₽ в час. И сотрудник оказывается в положении, когда он должен выживать. Потом такие предприниматели начинают экономить на кофе. Большинство владельцев кофеен считают, что затраты на кофе – это именно затраты, а не структура себестоимости. Затраты – это сотрудники, аренда. И вот когда этого понятия нет, начинают экономить на всем. Где кофе лучше будет? Там, где больше платят. Это интересное ремесло, но оно еще интереснее, когда оплачивается достойно».
Алексей Яковлев из The Coffee Soldiers сетует на очень низкий порог входа в кофейную индустрию. По его мнению, это приводит к тому, что на рынке много неквалифицированных кадров как среди обжарщиков, так и среди владельцев кофеен.