Задайте свой вопрос! Telegram
WhatsApp
Новость: как уход бренда Paulig повлияет на российский рынок
Разбираемся, насколько ощутимым стал уход финского бренда для российского потребителя и смогут ли локальные компании занять освободившуюся нишу.

Автор: Анна Никитина

07.06.2022
Причины ухода
Генеральный директор Paulig Рольф Ладау объяснил уход компании с российского рынка ситуацией на Украине. Он отметил, в текущих условиях продолжать бизнес в России оказалось невозможным. К тому же, по его словам, в прошлом году на долю страны пришлось лишь 5% выручки производителя, поэтому продажа бизнеса никак не повлияет на перспективы развития Paulig в других странах. Однако в прошлом году в своем интервью Рольф Ладау называл российский кофейный рынок «очень интересным и важным».
Финская компания продала свою фабрику по производству кофе в Твери, и ближайшие месяцы бренд полностью прекратит свою деятельность на российском рынке. Новым владельцем производства компании стал гражданин Индии – Викас Сои, компания сменила название на «Милфудс». Бренды Paulig, включая Santa Maria и Ruby, а также технологии производства в сделку не попали. Ее сумма не раскрывается.
История бренда
Компания Paulig появилась в Финляндии в 1876 году. Основанная немцем Густавом Паулигом, изначально она импортировала и продавала соль, специи, муку, коньяк, портвейн и кофе. В 1904 году фирма начала самостоятельно производить продукты и открыла в Хельсинки завод по обжарке кофе. Сейчас она поставляет продукт в 12 стран, включая страны Северной Европы, Балтии и Великобританию. В компании по всему миру работают около 2 400 человек. В прошлом году глобальная выручка Paulig составила 919,5 млн €. На российском рынке компания работала с 1992 года, собственный завод у нее появился в 2011 году.

Новый владелец
Теперь производство Paulig принадлежит Викасу Сои. С начала 1990-х гражданин Индии живет в России. Предприниматель окончил Московскую государственную академию тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, позже учился в колледже Даулинг в Нью-Йорке и в Лондонской бизнес-школе. С 2000 по 2015 год Сои работал в дистрибьюторской компании «Мегаполис» Игоря Кесаева и Сергея Кациева. В 2016-м стал управляющим директором кофейного производителя Milagro Beverage Company. Как отмечает «Коммерсант», до сделки с Paulig имя Викаса Сои в СМИ не упоминалось.

Компания «Милфудс», которая теперь владеет производством финского бренда, известна своим профессионализмом на кофейном рынке, во всяком случае, так о ней отзывается гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. И хотя, по его словам, они никогда не занимались реализацией жареного кофе и концентрировались на растворимом, эксперт не сомневается в потенциале российского производителя: «С учетом того, что «Милфудс» много лет на российском кофейном рынке, они достаточно быстро смогут нарастить необходимый практический опыт, который требуется для продолжения работы, – уверен Рамаз. – Фабрика остается на территории России, и полностью сохраняется персонал, включая специалистов, которые занимаются обжаркой кофе. Новый собственник сможет быстро адаптироваться к новым условиям и спокойно расширить ассортимент прежде всего выпускаемой продукции под своим брендом». По оценкам Чантурии, процесс отладки пройдет в течение ближайших двух-трех месяцев, после чего фабрика продолжит работать в нормальном режиме.
Доля Paulig на российском рынке
Московские нишевые компании по обжарке кофе в беседе со Stream coffee отметили, что финский Paulig работал прежде всего с розницей и практически не сотрудничал с HoReCa, если не учитывать покинувший страну McDonald’s. Несмотря на известность бренда, в России он не входил в число лидеров рынка. «В масштабах всего рынка Paulig – безусловно, видимый и значимый игрок с точки зрения свойств продукции, которая выпускалась на рынок под этим брендом. Это высококачественный продукт, но компания не входила в тройку лучших, – продолжает Рамаз Чантурия. – Поэтому, если рассматривать сам по себе уход этой компании с рынка, единственное, о чем можно сожалеть, – это отсутствие качественного продукта в тех масштабах, в которых он был ранее. Но на стабильность всего рынка эта история не повлияет».

С Чантурией солидарны и аналитики, в частности маркетинговое агентство ARG, которое в 2020 году подготовило рейтинг крупнейших кофейных компаний в России. Первое место по общему объему выручки от продаж за 2019 год заняло ООО «Орими» с показателем в 33,8 млрд. Ему принадлежат бренды кофе «Жокей» и Jardin, а на сайте компании говорится, что каждая третья чашка чая и натурального обжаренного кофе в России – это продукция «Орими». На втором месте – ООО «Якобс Дау Эгбертс Рус» с выручкой в 29,2 млрд руб. за 2019 год. В портфель компании входят бренды Jacobs, Carte Noire, L’OR, Maxim, Moccona и Maxwell House. Третью строчку рейтинга два года назад занимало ООО «Нестле Кубань» – одно из российских предприятий Nestle. Линейка кофе этого производителя включает продукцию NESCAFÉ. К слову, в марте 2022 года швейцарская Nestle заявила о прекращении поставок в Россию кофе и товаров под брендом Nespresso.

По оценке исследовательской компании Euromonitor International, в 2020 году компания Paulig входила в пятерку крупнейших брендов с долей в 12,2% на российском рынке.
Гендиректор «Росчайкофе» уверен, что в России достаточно компаний, которые смогут частично заместить эти объемы. «В группу лидеров также входят российский обжарщик LEBO Coffee – он выпускает одноименный бренд и работает на этом рынке лет 20 – и компания «Штраус», которая приобрела когда-то известную компанию «Золотые купола», выпускающую бренд «Черная карта», – объясняет Рамаз Чантурия. – «Штраус» сейчас администрирует реализацию прежде всего этого бренда, но в ее портфель входят и другие бренды, известные на рынке. «Черная карта», «Московская кофейня на паях» – это те компании, которые производят достаточно большой объем продукции жареного молотого кофе. Они и будут прежде всего замещать объемы».

Эксперт добавляет, что тверская фабрика, ранее принадлежавшая финскому производителю, также будет замещать его уходящие объемы. А еще какая-то часть доли Paulig перераспределится среди небольших российских обжарщиков. «75–80% жареного кофе, который потребляется в России, производится на территории России, – отмечает Чантурия. – Всем участникам этого производственного процесса предстоит определенным образом наращивать свои объемы, чтобы обеспечить тот спрос, который будет на рынке».

Московские нишевые компании – обжарщики, с которыми пообщался Stream coffee, не ждут притока новых клиентов после ухода Paulig. Представители компаний отмечают, что финский бренд больше относится к ретейлу, а они в основном сотрудничают с маленькими кофейнями. Впрочем, некоторые игроки рынка ожидают притока потенциальных новых заказчиков, которые раньше сотрудничали c Lavazza (итальянский бренд, который также заявил о приостановке деятельности в России).