Для открытия своего заведения в Чехии нужно в первую очередь иметь SRO (аналог российского ООО. – SC), которое должно получить разрешение на ведение этой деятельности. Согласно требованиям «Закона о лицензированной торговле» собственник заведения должен иметь профессиональную квалификацию или опыт работы в сфере или же найти человека, который соответствует требованиям и станет ответственным лицом при открытии.
После сбора всех необходимых документов можно приступать к поиску помещения и взаимодействию с основными инстанциями: санэпидемстанцией, пожарной охраной, охраной труда.
«Приходят в твое помещение и замеряют, чтобы у тебя было достаточно света для работы персонала, чтобы не было слишком шумно, для этого делают замер шума в соседних квартирах, проверяют, сильно ли у тебя шумит оборудование или нет», – рассказывает Егор Колпаков.
Налог на прибыль в Чехии в 2024 году вырос, теперь ставка составляет 21%: «Мы сначала платим НДС на напитки 21%, а потом налог на прибыль еще 21%», – объясняет спикер. Суммируя все издержки, в среднем на налоги компания отчисляет 18% от выручки.
Конкуренты на европейском рынке ведут себя не агрессивно, редко кто пытается активно расти и масштабироваться. Компании, у которых больше десяти точек, Колпаков даже не может назвать: «В Европе мы уже самые большие в сегменте спешелти. В основном наши конкуренты – это сотни небольших заведений, которые ведут свои дела для души, а не для бизнеса. В целом рынок тут очень ограничен», – поясняет основатель The Miners.
Конкуренты в нише спешелти сами часто не являются потребителями своего продукта, поэтому они делают классные дизайны, у них профессиональное оборудование, но они не попадают в аудиторию и не знают, как привлечь гостей.
«Конкуренты создают “пластиковые” проекты, у них подход очень коммерческий, а работают бабули и взрослые женщины. А вайб спешелти – это когда все в татухах, слушают техно и есть свобода общения», – поясняет Колпаков свое видение рынка.
У Колпакова не было опыта ведения бизнеса в России, с 16 лет он живет за границей. При этом, по мнению Егора, есть ряд отличий ведения бизнеса в России и в странах Европы. Ключевое заключается в том, что российские предприниматели тратят все силы и ресурсы на выручку в моменте, а на рынке Европы делают ставку на стоимость компании в будущем.
«Вопрос в том, сколько ты стоишь, потом можно продавать компанию, и тогда гораздо больше будет выручено денег», – объясняет Колпаков. Второе отличие – необходимость все делать по правилам и легально. При этом все государственные инстанции направлены на помощь предпринимателям: объясняют, как нужно сделать то или это, дают рекомендации с учетом индивидуальной ситуации, способствуют получению разрешений. И, наконец, среди отличий спикер называет отсутствие взяток. «Пока что ни разу мы не смогли дать никому взятку, даже когда очень сильно хотелось», – делится Колпаков.