«Мерчандайз из разряда “брендированной одежды для корпоративных целей” давно перешел в отдельное направление маркетинга, – рассказывает Юлиана Шунина, PR-директор Gastreet (ежегодное масштабное образовательное событие в ресторанной отрасли, включающее мастер-классы, лекции от лидеров индустрии. – SC). – Сегодня мерч – это лицо бренда, фирменного стиля, визуальной идентичности – тех символов, которые будут долго работать на узнаваемость бренда далеко за пределами географии компании, ведь ее будет продвигать сама целевая аудитория».
По словам эксперта, раньше разработкой мерча в компании мог заниматься по остаточному принципу отдел PR или графический дизайнер со стандартным функционалом. Но теперь мерч – стратегическое направление визуальной айдентики бренда. Для его разработки привлекаются профильные агентства, которые специализируются только на этом направлении, такие как Staff Brothers, «проект 111», Portobello, фабрика «Строчка» и др.
«К мерчу относят одежду, аксессуары, декор и другие предметы с символикой компании, – объясняет Шунина. – Компании создают его, чтобы транслировать свои ценности, настроение, атмосферу бренда, вызывать эмоции и объединять единомышленников. Это возможность выделиться, запомниться, выстроить эмоциональную связь с клиентами, партнерами, сотрудниками».
Как отмечает Шунина, начинать разработку мерчендайза нужно с учетом интересов и вкусов целевой аудитории. Важно определить эмоциональную составляющую бренда и реализовать ее в мерче в виде текста, цвета, рисунка.