Задайте свой вопрос! Telegram
WhatsApp
Юридический ликбез: почему у каждого работника кофейни должна быть медицинская книжка
Stream Coffee выяснил, как обезопасить себя и свой бизнес при помощи медицинской книжки: почему и зачем сотрудники проходят осмотр у врачей, сколько денег и времени нужно на это потратить и что будет, если вы возьмете на работу бариста без книжки

Автор: Нелли Савина

03.01.2023
Что такое медицинская книжка
Личная медицинская книжка (ЛМК) – это документ с информацией о здоровье специалиста. Книжка подтверждает профессиональную пригодность и гарантирует, что, работая в компании, человек не будет распространять инфекционные заболевания. Важность этого пункта стала особенно заметна в пандемию COVID-19: она научила людей намного внимательнее относиться к здоровью своему и окружающих.

Клиентам заведений чрезвычайно важно, чтобы их обслуживал здоровый и соблюдающий все правила персонал. Комфорт гостей – это еще одна причина, почему ЛМК должен иметь каждый, кто так или иначе взаимодействует с людьми, а также те, кто работает в сфере общепита и пищевой промышленности в целом.

ЛМК можно оформить в государственной поликлинике или в частном медучреждении за счет работодателя. Получить книжку нужно один раз, далее она ежегодно дополняется актуальной информацией о здоровье владельца.

Отсутствие медицинской книжки влечет определенные правовые последствия как для работника, так и для работодателя, который принял специалиста без документа, поэтому важно подойти к вопросу оформления ЛМК серьезно, чтобы не рисковать благополучием компании.
Кому нужна ЛМК
Медицинская книжка – обязательный атрибут для многих специалистов, в том числе для:
  • сотрудников сферы услуг (бариста, официантов и т. д.);
  • работников пищевой промышленности (кондитеров, пекарей и т. д.).

С полным перечнем профессий, требующих оформления ЛМК, можно ознакомиться в письме Минздрава № 1100/2196-0-117.
Как и где оформлять
Пройти медкомиссию в государственной поликлинике или в частном медучреждении, у которого есть соответствующая лицензия Роспотребнадзора.

Перед походом в выбранную медорганизацию необходимо подготовить соответствующий пакет документов.
Какие документы понадобятся
Какие документы понадобятся
  1. Заявление на выдачу ЛМК
  2. Паспорт
  3. Фото 3×4
  4. Результат последней флюорографии (в большинстве случаев срок ее действия – 1 год)
  5. Прививочный паспорт (при наличии)
  6. Направление работодателя с указанием места работы (необходимость данного пункта следует уточнять в месте оформления ЛМК)
Каких врачей нужно пройти
В некоторых случаях список может быть как увеличен, так и сокращен, но, как правило, он выглядит так:

  • врачи: терапевт, хирург, невролог, отоларинголог (ЛОР), дерматовенеролог;
  • анализы и обследования: общий анализ крови, анализ крови на брюшной тиф, анализ крови на сифилис, анализ на энтеробиоз, общий анализ мочи.
Сроки оформления медицинской книжки
Сотрудник получает медицинскую книжку после того, как пройдет полное медицинское обследование. Соответственно, точно установленных сроков ее оформления и выдачи нет – все зависит от конкретного места, где вы планируете проходить медкомиссию.

Новую медкнижку обычно можно получить за 10 рабочих дней, а продлить уже имеющуюся – за 3–5 рабочих дней. Стоит отметить, что лицензированное частное медучреждение оформит документ быстрее, чем поликлиника по месту жительства.
Кто платит
По закону затраты на медицинский осмотр сотрудников ложатся на работодателя.
Информацию об этом можно найти в Трудовом кодексе РФ – 12 аб. ч. 3 ст. 214.

Полезной может оказаться и статья 220 ТК РФ – «Медицинские осмотры некоторых категорий работников», в которой, в частности, прописано, что предварительный и периодический медосмотр осуществляется за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством РФ.
Срок действия
Пользоваться медицинской книжкой можно до тех пор, пока она не будет заполнена полностью, в иных случаях ее заменят на новую. Что касается самих медицинских осмотров, то их нужно проходить ежегодно.
Где хранить
Обычно ЛМК хранит администрация компании или индивидуальный предприниматель, нанявший сотрудника. Специалист может получить книжку по требованию. При увольнении и/или переходе на другое место работы личная медицинская книжка возвращается владельцу и предъявляется новому работодателю.
Как проверить подлинность медкнижки
Любой документ можно подделать, в том числе и медицинскую книжку. К сожалению, официальную статистику по числу фальсифицированных документов найти почти невозможно, но главное – помнить, что такое случается и причины могут быть довольно разные: цена, скорость оформления, халатное отношение к собственному здоровью или неудачный выбор медучреждения.

Чтобы оградить себя и компанию от возможных проблем, следует знать несколько ключевых признаков, которые помогут отличить фальшивку от реальной действующей медицинской книжки. У оригинала всегда:
  • четкая и качественная типография;
  • официальная печать филиала Роспотребнадзора с названием региона;
  • голограмма выдавшего книжку учреждения;
  • водяные знаки;
  • семизначный номер ЛМК.

Готовую медкнижку в обязательном порядке вносят в предусмотренный для этого реестр, поэтому каждый такой документ можно пробить на соответствующем сайте и так проверить на подлинность.
Ответственность за отсутствие медицинской книжки
За отсутствие ЛМК работодателя и сотрудника могут привлечь к административной ответственности и наложить на них штраф. В соответствии со статьей 6.6 КоАП РФ последний составляет от 1 тыс до 1,5 тыс ₽ для работника, от 5 тыс до 10 тыс ₽ для руководителя и от 30 тыс до 50 тыс ₽ для организации.

Кроме того, деятельность компании может быть приостановлена на срок до 90 дней. В особых случаях, когда отсутствие медицинской книжки влечет за собой угрозу для жизни людей или даже летальный исход, ответственность может быть переквалифицирована в уголовную в соответствии со ст. 55 ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Что изменилось в 2022 году
В настоящие время ЛМК представляет собой бумажный документ, но с 1 сентября 2023 года утрачивает свою силу Приказ № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» в связи с утверждением нового порядка учета и выдачи ЛМК, в том числе в форме электронного документа (Приказ Минздрава России от 18.02.2022 N 90н).

Иными словами, с 1 сентября 2023 года любой гражданин РФ может подать заявление на оформление ЛМК в электронном формате и сделать это можно будет через Госуслуги.
Выводы
Личная медицинская книжка – документ, который подтверждает, что сотрудник здоров и готов приступить к работе. ЛМК также гарантирует безопасность работы специалиста как для физических лиц, так и для юридических, поскольку отсутствие документа влечет за собой наложение штрафа или даже приостановление деятельности компании.

Для оформления ЛМК необходимо пройти определенных врачей и сдать нужные анализы. Работники проходят осмотр ежегодно, обновляя информацию в своих книжках.

Выдачей и оформлением документа занимаются медицинские учреждения, аккредитованные Роспотребнадзором.