Задайте свой вопрос! Telegram
WhatsApp
Хайп на бабл-ти: на что обратить внимание при открытии точки
Стоит ли открывать концепт-заведение в 2024 году? Рассказывает Марина Толмачева, основательница и руководительница компании Zen Tea.

Автор: Маша Донская

10.05.2024
Бабл-ти, или бабл-чай (в дословном переводе с английского – «чай с пузырьками». – SC), – явление для России относительно новое. Узнали у основательницы и руководительницы компании Zen Tea Марины Толмачевой, на что обратить внимание при запуске проекта с этим азиатским напитком.
Что такое бабл-ти и популярен ли он в мире
Бабл-ти – это напиток со сложным составом: в основе – чай, в роли топингов выступают шарики тапиоки, кусочки желе или фруктов, соки, молоко или даже кофе. Универсального рецепта нет: предположительно, напиток появился в 1980-х годах на Тайване, и к настоящему времени в мире насчитываются сотни вариаций рецептов. Популярность бабл-ти не была стабильной и переживала взлеты и падения в различных странах мира в разное время.

В 2024 году можно говорить о повышенной популярности напитка. Согласно исследованию Allied Market Research, объем мирового рынка бабл-ти к 2032-му достигнет 5,4 млрд $, тогда как в 2022 году он оценивался в 3 млрд $. Среднегодовой темп роста потребления бабл-ти в период с 2023 по 2032 год составит 6,3%
О популярности бабл-ти говорит количество чайных, специализирующихся на этом напитке. Вот статистика крупнейших мировых компаний.
  • Под брендом CoCo Fresh Tea & Juice открыто 5 000 точек в Азии, в регионе южной части Тихого океана и Северной Америке.
  • Quickly (торговая марка Kuai Ke Li Enterprise Co LTD) предлагает бабл-ти более чем в 2 000 локаций по всему миру.
  • Happy Lemon Bubble Tea (дочерняя компания Yummy Town Holdings Corp), имеет более 1 500 торговых точек с бабл-ти по всему миру.
  • Под брендом Gong Cha работает около 1 500 кафе в 20 странах.
  • Chatime запустила порядка 1 200 магазинов в 50 странах по всему миру.
Большинство компаний развивают свои бренды по франшизе, делают ставку как на классические вкусы, так и на эксперименты во имя трендов. К слову о трендах: на специфическом пике популярности в Азии сейчас бабл-ти с зеленым луком.
Для сравнения: в 2022 году по всему миру работало около 38 тыс. точек McDonald's и 32 тыс. кофеен под брендом Starbucks. С одной стороны, это намного больше, чем заведений с бабл-ти всех крупнейших брендов вместе взятых. С другой – McDonald's и Starbucks – империи с понятными для большинства потребителей едой, напитками и ценностями. А бабл-ти еще не стал продуктом массового потребления.

Марина Толмачева, основательница и руководительница компании Zen Tea

«В ноябре 2023 года мы с командой Zen Tea были в Шанхае, где бабл-ти не просто популярен, а сверхпопулярен. За ним стоят огромные очереди людей всех возрастов. При этом стоимость даже самого простого напитка на порядок выше, чем других чаев и безалкогольных напитков в заведениях Китая. В России популярность бабл-ти начинает расти, особенно у молодежи – это мы видим по статистике продаж в нашей точке. Думаю, что тренд роста популярности будет сохраняться. Эта ниша относительно свободна, поэтому открытие подобного кафе может стать хорошей бизнес-идеей», – рассказывает основательница и руководительница проекта Zen Tea Марина Толмачева.
Кейс Zen Teа
В 2021 году в Сочи Zen Tea занялась производством экологически чистого чая. К 2024-му компания стала производить семь его видов: белый, зеленый, желтый, красный, черный, чаи по технологии производства улунов, GABA-чая и пуэров.

Главная ценность компании – экологичное отношение к природе и людям. В Zen Tea не используют химеческие удобрения для выращивание и обработки чая, делают акцент на заботе о здоровье фермеров, выращивающих чай, сборщиков чайного листа, технологов на фабрике.
В сентябре 2023 года к производству чая добавились три точки с бабл-ти в Сочи. Приблизительные цифры:
  • 500 тыс. ₽ потребовалось на открытие одной точки, за исключением затрат на аренду. Из них 350 тыс. ₽ ушло на ремонт и оборудование, 50 тыс. ₽ на вывеску и 100 тыс ₽. на закупку ингредиентов;
  • 3 месяца – точка окупаемости;
  • 300–350 тыс. ₽ – ежемесячная чистая прибыль с одной точки.
Подготовительный этап
По словам Толмачевой, открытие точки с бабл-ти несильно отличается от другого «безалкогольного общепита»: никаких тормозящих и удлиняющих цикл открытия факторов нет.

Про процедуру получения лицензии для продажи алкоголя мы рассказывали в этом материале.

  • «Перед открытием нашей первой точки я не была на родине бабл-ти, – утверждает основательница Zen Tea, – с командой мы попали туда чуть позже – и эта поездка повлияла на наше восприятие рынка и построение стратегии. Считаю, что предпринимателю всегда полезно путешествовать, изучать зарубежный бизнес и развивать насмотренность».
Про выбор формата
Начинающим предпринимателям Марина Толмачева рекомендует обратить внимание на два относительно простых формата:
  • точка take away, которая потребует минимальные затраты и быстро выходит на окупаемость;
  • открытие точки по франшизе.
  • При первом, втором и любом другом сценарии важно общаться с коллегами по цеху и будущими конкурентами для получения опыта.
Про локацию
«В первую очередь нужно четко понимать, на какую целевую аудиторию вы будете делать продукт. И только после полного анализа внимательно выбирать локацию. Правильно выбранное местоположение – это один из важнейших факторов успеха, который позволит снизить расходы на маркетинг и обеспечит постоянный поток клиентов», – рассказывает Толмачева.

Целевая аудитория ее проекта – это молодежь и дети, которые всегда готовы к экспериментам и новым вкусам. Поэтому точки Zen Tea с бабл-ти работают в парках.

Также, по мнению эксперта, при выборе локации важно изучить, что на этом месте работало раньше. «У меня был следующий кейс в Магнитогорске: все кафе, которые работали на этом месте ранее, закрывались. Однако мы рискнули, выбрали эту локацию, заключили договор – и у нас все получилось, поскольку были прекрасная команда и правильное позиционирование», – рассказывает Толмачева.
Про интерьер
В обустройство интерьера эксперт рекомендует вложить до 50% стартового капитала – на ее взгляд, визуал очень важен, он популяризирует точку. Но в случае необходимости придется сделать выбор между каким-то дорогим интерьером и локацией: Толмачева утверждает, что сделала бы ставку на последнее.
Про обучение команды
«Главное – это команда. Без ее опыта, горящих глаз и энтузиазма ничего бы не получилось», – делится Марина Толмачева. Важный вклад компании в сотрудников – это их обучение. Для чайных мастеров в компании проводят офлайн и онлайн мероприятия. В программе: основы производства, заваривания чая, уроки по работе с гостями чайных, базовые знания по НЛП (нейролингвистическое программирование – псевдонаучный подход к межличностному общению, развитию личности и психотерапии – SC) и тренинги по продажам. Регулярно для сотрудников устраивают онлайн-экзамены и раз в три месяца – корпоративные выезды.
Маркетинг, PR, SMM
По опыту Zen Tea, при правильно выбранной локации с хорошей проходимостью будет достаточно выделять на маркетинг, PR и SMM 5% от дохода.

«Карточки на всех агрегаторах и картах, аккаунты во всех соцсетях, самый простой, но информативный сайт – это база для любого современного кафе. Еще один важный момент – реклама и упаковка. Развитие без яркого маркетинга сейчас невозможно.

И без акций! Считаю, что лучший скрипт для продажи бабл-ти – это просто яркая картинка с напитком и “выгодная акция”», – говорит Марина Толмачева.
Собеседница SC приводит в пример классный маркетинговый кейс китайской компании Mixue Ice Cream & Tea, у которой более 20 тыс. точек в Азии. Они делают ставку на низкие цены и занимают лидирующую позицию в своем секторе – 11,2% рынка, а их годовой оборот при этом составляет 34,6 млрд ¥ (4,9 млрд $).
Рецепты чая и ассортимент
Из 16 позиций, которые были в Zen Tea на старте, примерно половина была в топе, остальные не особо пользовались спросом. «Однако я не стала бы оставлять только восемь видов чая. Постоянным клиентам совсем скоро захочется разнообразия и новых вкусов», – рассказывает Марина Толмачева.

По словам предпринимательницы, рецепты в Zen Tea покупают, придумывают и даже подсматривают у конкурентов. В меню обязательно должны быть напитки на безлактозном и растительном молоке – в наше время это уже не тренд, а необходимость. Плюс в меню проекта всегда есть органический чай собственного бренда и нехитрые десерты, в том числе низкокалорийные.

Что касается закупки ингредиентов, то стоимость для Толмачевой вторична: «Поставщик должен обеспечивать стабильность и быструю отгрузку качественного товара, – говорит она. – Для начала я рекомендую обращать внимание на партнеров в “шаговой доступности”, чтобы при необходимости быстро менять товар, рецептуру, реагировать на запросы гостей».