Задайте свой вопрос!Telegram
Phone
WhatsApp
Окупаемость проекта не в России: как рассчитать?
При открытии кофейни предприниматель должен знать, в течение какого времени он сможет не только вернуть затраченные средства, но и начать получать прибыль. Рассказываем, для чего и как определять срок окупаемости проекта и через какие этапы нужно будет пройти

Автор: Светлана Дакалина

14.02.2023
Что такое срок окупаемости и зачем его определять
Сам по себе термин «окупаемость» означает то, насколько быстро бизнес приносит прибыль в размере суммы, потраченной на его организацию. Успешность бизнеса обратно пропорциональна сроку его окупаемости: чем короче длительность периода, в течение которого будут возвращены все инвестиции, тем лучше. Иногда инвестиции начинают давать результаты сразу же после вложения. К примеру, если предприниматель кооперируется с кем-то и на базе его помещения и оборудования открывает кофейню. Но чаще всего все же требуется время для окупаемости вложений и выхода на получение прибыли.

Для лучшего понимания рассмотрим пример Анастасии Лаврухиной из Оренбурга, которая основала в 2016 году кофейню «Кофеман», а в 2022 году решила выйти на эстонский рынок. «Изначально выбор стоял между Бельгией и Эстонией, в итоге он пал на вторую: в стране довольно просто с документами, не обязательно даже в ней находиться, чтобы подписать нужные бумаги. Даже с администрацией можно решать вопросы по имейлу, с электронными подписями, – рассказывает Анастасия. – Отсутствие бюрократии сыграло свою роль, и я решила открываться в Таллине».

Источник: предоставлено пресс-службой сети кофеен «Кофеман»

Лаврухина вложила в бизнес 25 тыс. $. Кофейня «Кофеман» окупилась через полгода с момента основания. Предприниматель выделяет три главных фактора для быстрой окупаемости проекта.

Первый – выбор локации. Это должно быть удобное и проходимое место, где могут собираться как друзья за чашкой кофе, так и туристы. В Эстонии кофейня находится прямо в центре Таллина, около ратуши.

Второй фактор – уникальность. Нужно заранее знать, чем ты будешь отличаться на рынке. Создатель «Кофемана» еще в Оренбурге внедрила эксклюзивную фишку – крышки в форме губ на стаканы. В Эстонию тоже привезли этот тренд и даже запатентовали его.

Узнать, что такое уникальное торговое предложение и почему это важно, можно в нашем материале.

«Мы делаем разные смешные надписи на стаканах. Правда, заходят они больше туристам, – говорит Анастасия. – У эстонцев другой юмор, они нас не понимают в этом плане. Поэтому для посетителей из числа местных мы пишем нейтральные фразы».
Посетители «Кофемана» очень любят фотографироваться с расписанными стаканчиками, и сейчас в соцсетях можно увидеть вдохновляющие и забавные надписи: «Чудеса там, где в них верят», «Вместе теплее», «Улыбнись, тебе так идет», «Плохое во мне только зрение», «Коротко опишите апрель. Вжих!» и т. п.

Источник: предоставлено пресс-службой сети кофеен «Кофеман»

Третий момент, о котором важно помнить, – бизнес-план необходим, но он не застрахует вас от непредвиденных обстоятельств. Так, при открытии «Кофемана» в Оренбурге в предположительные сроки окупаемости уложиться не удалось: на соседних улицах начался ремонт, и подъехать на автомобиле посетителям стало невозможно. Потом начались работы в самом здании, где открылась кофейня. «Кофеман» не закрылся, но стало не очень комфортно из-за звуков техники.

«Тогда мы придумывали различные акции: дарили каждую пятую чашку кофе, или вечером, после 18.00, при заказе салата гостям доставался бесплатный напиток. Все это мы делали, чтобы посещаемость не упала», – говорит Анастасия Лаврухина.

Источник: предоставлено пресс-службой сети кофеен «Кофеман»

В Таллине тоже не обошлось без трудностей. Предварительная сумма инвестиций составляла 15 тыс. $, но итоговая получилась существенно выше – 25 тыс. $. Абсолютной неожиданностью оказались и сроки. Если ремонт оренбургской кофейни, который делался с нуля (с заменой пола, канализации и техники), занял две недели, в Таллине гораздо менее объемный фронт работ растянулся на два месяца. Анастасия объясняет это другим менталитетом и подходом к трудовым отношениям. В Эстонии рабочие привыкли к нормированному графику работы – до 16.00–17.00, о рабочем дне до восьми вечера договориться почти нереально. Чтобы как-то ускорить процесс, Лаврухина вечерами делала ремонт сама. Выход за планируемую сумму инвестиций объясняется затянувшимся ремонтом – в бизнес-плане срок ремонта составлял две недели, но в итоге пришлось платить аренду на полтора месяца дольше: пока трудились рабочие.

Пример Анастасии показывает, что точную сумму инвестиций рассчитать заранее невозможно. На любом этапе открытия кофейни могут понадобиться дополнительные траты.

Таким образом, срок окупаемости проекта – это длительность прохождения пути от всех финансовых (и прочих) вложений до нулевой точки, когда все траты будут возвращены.

Планирование срока окупаемости нужно, чтобы видеть перед собой основные этапы прохождения этого срока. Понимание, к чему вы хотели прийти на моменте просчитывания срока, поможет в период непосредственной деятельности держаться намеченной траектории. И даже если произойдет какое-то отклонение, гораздо легче смоделировать верное решение и минимизировать потери, имея на руках готовый подробный план того, что мы хотели бы видеть в основных опорных точках (или этапах).

Источник: соцсети сети кофеен «Кофеман»

Основные понятия
Начальным моментом окупаемости является дата, когда стартует деятельность в рамках конкретного проекта: чаще всего отправной точкой можно считать написание бизнес-плана.

Точка окупаемости – это начало расчетного периода, в который бизнес стабильно начинает получать чистую прибыль. Чистая прибыль – это то, сколько заработала кофейня за вычетом всех обязательных расходов (налоги, ЖКХ, зарплата, закупка продуктов и т. п).

Дисконтирование затрат – расчет суммы расходов будущего периода в эквиваленте текущих цен.

Точка безубыточности – это показатель, который характеризует количество выпущенного продукта или оказанных услуг в денежном выражении, когда бизнес приносит сумму чистой прибыли, равную объему вложенных в него средств.

Затраты на открытие бизнеса – это расходы на регистрацию субъекта предпринимательства, приобретение или наем офисных рабочих помещений, покупка средств производства и сырья, оформление разрешений на ведение деятельности.

Постоянные расходы – расходы, которые присутствуют каждый расчетный период: аренда, зарплата персонала, коммунальные услуги и связь, обязательные отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, расходы на эксплуатацию основных средств, страховка и пр.

Переменные расходы –приобретение сырья и материалов, оплата работы персонала по сдельным схемам и премии работникам, затраты на транспортировку и логистику пр.
Два способа расчета срока окупаемости
Простой (PP)
Рассчитывается по формуле:

РР= I/PR
Где PP – точка открытия кофейни. PR – чистый инвестиционный доход, а совокупная сумма вложенного капитала – это I.

Простой метод не требует множества показателей, но именно поэтому у него есть недостатки. Так, например, он не учитывает ряд характеристик и показателей, которые прямым образом отражаются на финансовых индикаторах. При этом главным считается инфляционный процесс.

Дисконтированный/динамичный (DP)
Рассчитывается по формуле:

DP=i=1NIFi(R+1)i
DP – это дисконт-прибыль за общее время на этапе инвестиций в проект;
i – номерное значение поступления дохода в месяцах и годах;
N – временной промежуток до момента возврата затрат;
IF – размер потока средств;
R – барьерная ставка (коэффициент дисконтирования).
Окупаемость кофейни: три основных этапа
Этап инвестиций
Этап инвестиций начинается с точки открытия кофейни и длится до этапа окупаемости. В него входит много бумажной работы: нужно написать и утвердить бизнес-план, просчитать смету. Также на этом этапе многие подключают разработку маркетинговых стратегий, в рамках которых будут рекламировать и продвигать кофейню в соцсетях. Кто-то нанимает специалистов по продвижению (таргетолога, эсэмэмщика, копирайтера), кто-то решает обойтись и своими силами, но в любом случае этот момент стоит продумать до того, как начнется непосредственная работа над открытием кофейни.

Бен Амирджанян, владелец кофейни «Лаборатория», начал свой бизнес в Ереване со 100 $. «Успех открытия в Армении зависит от того, есть ли спрос, – говорит Бен. – С февраля 2022 года рынок страны стал наводняться спросом на спешелти-кофе, но он не удовлетворялся: такой здесь подавали только в элитных ресторанах. Поэтому я решил открыть кофейню».

Источник: пресс-служба «Лаборатории»

Амирджанян потратил на открытие «Лаборатории» 100 $: купил воронку, ручную кофемолку и чайник. С арендодателем договорился, что заплатит, когда появится выручка, и хозяин помещения пошел навстречу. Кофейные зерна Бен привез с собой из Москвы – 10 килограммов (они стоили 10 тыс. ₽), из которых 8 килограммов он отдал другу, а два взял для кофейни. Этап инвестиций завершился уже на второй неделе. Удалось окупить все вложения и даже заплатить аренду – 200 $.

Позже Бен открыл «Лабораторию спешелти-кофе»: сейчас площадь составляет 93 кв. м, но в пользовании пока 30 кв. м – на остальной ведется ремонт. Новая кофейня оснащена лучше первого заведения Бена: здесь есть новые вакуумные воронки Brewista, кофеварки Wilfa, ручная кофеварка Flair 58 и т. п. На открытие обновленного заведения ушло 7 000 $ (2 500 $ в месяц обходится аренда). В случае с «Лабораторией спешелти-кофе» этап инвестиций завершился через два месяца.
Этап окупаемости
Этап окупаемости – это та точка, когда кофейня окупает все затраченные на нее финансы. Когда все вложенные в бизнес деньги возвращаются в прежнем объеме, можно сказать, что основной рубеж пройден.

Источник: пресс-служба кофейни BNKR Coffee

Денис Щебеньков, основатель кофейни BNKR Coffee, открылся в Грузии в мае 2022 года. По его словам, спрос на тот момент опережал предложение. В Грузии в обычных кафе было не найти спешелти-кофе, к которому привыкли посетители из России.
«Те, кто приехал в Грузию из России, стали нашими первыми клиентами. Но нам было интересно завлечь и местных. Поначалу это казалось совсем невыполнимой задачей, – говорит Денис. – Я не видел ни одного грузинского фрилансера в кофейне за ноутбуком, встречаться для дружеских посиделок локалы тоже предпочитают не за чашкой американо».

Источник: пресс-служба кофейни BNKR Coffee

Чтобы быстрее выйти на этап окупаемости, важен индивидуальный подход к каждому гостю. И в других странах этот подход отличается от того, что работает в России.
Чтобы завоевать местный рынок, Денис Щебеньков использовал метод донейшн – предлагал первый напиток за столько, сколько сам человек посчитает нужным отдать. Это располагало к заведению. Каждого гостя кофейни Денис встречал очень тепло и радушно, спрашивал, как человек любит пить кофе, и делал, как он любит, но предлагал что-то изменить: добавить меньше сахара или попробовать вовсе обойтись без него. Метод возымел успех – кофейня окупилась за 2 месяца.
Этап получения прибыли
Этап получения прибыли начинается сразу после прохождения этапа окупаемости. Затраты, которые были вложены на открытие бизнеса, вернулись, и предприниматель начинает получать чистую прибыль.

Кирилл Попов с 2020 по 2022 год развил 4 500 кофеен самообслуживания под брендом Lifehacker Coffee в России и СНГ. С апреля 2022 года на международном рынке появилась сеть Big Smile Coffee. Сейчас, помимо России и СНГ, у него есть 76 кофеен в двух странах: Грузии и ОАЭ.

Кофейня самообслуживания Big Smile Coffee. Источник: телеграм-канал Кирилла Попова «Дело не в кофе»

«Я уехал из страны в феврале, и в течение 2022 года мы с партнером продали компанию. Еще до продажи я начал искать страны, в которых смогу масштабировать свою бизнес-модель. Попробовали в Польше, Сингапуре, Грузии и ОАЭ. Остались в последних двух».

Для подбора страны можно воспользоваться рейтингом Doing Business, который ежегодно публикует Всемирный банк. В нем отображается бизнес-климат каждой из стран. Но также нужно учитывать, что в странах со схожим менталитетом будет проще налаживать коммуникацию с персоналом, поставщиками, партнерами. Если же менталитет разный, необходимо изучать особенности. По словам Попова, в ОАЭ, Турции, Польше и Сингапуре, если набирать команду среди местных, можно столкнуться с двумя факторами, непривычными для России: работа четко по графику и письменное общение работодателя с персоналом. Никаких переработок люди в этих странах не принимают, даже за сверхурочную оплату. И все общение, связанное с работой, стремятся вести по электронной почте. Это делается для того, чтобы сохранялась какая-то история, если возникнут проблемы рабочего характера. Все эти факторы могут повлиять на то, насколько быстро вы выйдете на этап получения прибыли.

Источник: телеграм-канал Кирилла Попова «Дело не в кофе»

«Для открытия нашей точки нужно порядка 400–500 тыс. ₽, – говорит Кирилл, – но это непосредственно оборудование и аренда. Когда речь заходит о людях в команду, тут все зависит от страны. В Дубае, например, сотрудники просят в 3 раза больше, чем в Грузии. В Грузии же – в 2 раза больше, чем в России».

Отличным результатом получения чистой прибыли можно считать срок один или два месяца. Средний (удовлетворительный результат) – когда кофейня выходит на чистую прибыль через полгода или год. Если же процесс затягивается на период больше года, очевидно, была ошибка в расчетах либо очень серьезные форс-мажоры. Хотя все просчитать невозможно – чтобы путь к чистой прибыли не затянулся, стоит рассчитать срок окупаемости.
Мы подготовили уникальный, проверенный опытом шаблон для подсчетов прибыли на четыре года. Вы сможете рассчитать все инвестиции и их окупаемость, установить реалистичные KPI по каждому показателю выручки и точно узнать, когда бизнес начнет приносить прибыль. Помимо шаблона в google-таблицах с полной автоматизацией подсчетов, собрали рекомендации и инструкции, чтобы вы всегда получали корректные цифры.