Основные принципы деловой этики остаются неизменными – это честность, прозрачность, взаимоуважение, готовность к открытому диалогу и обмену опытом. Они могут трансформироваться в зависимости от внешних факторов и по-своему работать в разных областях бизнеса. Так, на взаимоотношения на кофейном рынке России влияет здоровая конкуренция, когда каждый выбирает не бороться за одного клиента, а занять свою нишу со своим потребителем и развивать ее.
Открытость. По словам Романа Хомченко, сегодня кофе – одна из самых открытых индустрий в стране: «Когда я начинал работать с кофе, не было такой открытости, потому что просто не было достаточно компетенции, развития рынка и комьюнити. Каждый друг с другом конкурировал за одного клиента. Сейчас все иначе. Рынок очень большой, кофе больше не разделяют по принципу «кислый – не кислый». Рост опережает возможности, и конкуренция происходит не столько внутри рынка, сколько с внешними импортными компаниями».
«Таких открытых комьюнити, как российское, очень немного, – дополняет Артем Темиров. – Я пока не встретил такого же открытого бизнес-сообщества, хотя думаю, что они есть. Например, рынки Сербии, Турции и Греции намного более закрытые с точки зрения входа».
Диалог. Крайне важный момент – находиться в позиции паритета и диалога. Постоянно, во всех условиях. Так как от любого решения одной из сторон может подорваться благополучие бизнеса другой.
«Сравнивая нас с рынками других стран, можно сказать, что в российской индустрии люди проявляют большой интерес к открытому диалогу и обмену опытом. Связано это с тем, что у нас очень сильное желание развивать местный рынок. Это консолидированная позиция участников, и это беспрецедентно. В других странах игроков, которые занимают открытую позицию и делают вклад в развитие рынка, всего несколько, в то время как в России это 10–15 компаний, а возможно, и больше», – говорит Артем Темиров.
Прозрачность. Принцип прозрачности реализуется не только через чистоту и ясность контракта, но и через ответственность каждого контрагента в рамках своих обязательств. Обжарщик, покупая зерно, понимает, кто работает с продуктом на каждом этапе и какой доход от этого получает. И, когда цена на зерно поднимается, благодаря прозрачности системы заказчик понимает, где именно в цепочке изменились вводные, и не задает лишних вопросов импортеру или фермеру.
«Я думаю и знаю, что это подход любой компании к контрагентам, если они с ними работают не месяц-два, а выстраивают долгосрочные отношения – вот тогда все прозрачно», – резюмирует Темиров.