В процессе исследования растительной продукции мы сделали первоначальный акцент на изучении рынка, причем как российского, так и зарубежного, на анализе его масштабов, потребительских требований и перспектив развития. На следующем этапе сформировали концепцию продукта, сфокусировавшись на таких качествах, которые обеспечат успешные продажи. Разработка концепции оказалась одновременно простой и сложной: нам было важно создать максимально натуральный продукт с чистым составом, при этом обладающий ярким вкусом. Наш опыт в сфере FMCG подтвердил: независимо от полезности невкусный продукт не найдет своего покупателя. После разработки концепции, что заняло 3–4 месяца, мы начали поиск команды для создания рецептуры.
Рецептура – самый интересный и сложный этап, и мы застряли на нем на полгода. Во-первых, трудно найти людей, которые специализируются на разработке именно растительных продуктов. Во-вторых, просчитать и прописать рецептуру – это уже инвестиции.
В команде были профессиональные нутрициолог и микробиолог – мы хотели создать не просто вкусный продукт с чистым составом, а ферментированные йогурты с полезными кисломолочными бактериями и пробиотиками, которые функционально будут похожи на молочные. Это сложная задача, так как микробиология молочных и растительных продуктов различается.
Следующим этапом после первичной разработки рецептуры было тестирование, предполагающее наличие оборудования. Это новый этап инвестиций, когда точки возврата уже не было. Мы сразу инвестировали в хорошее автоматическое оборудование с минимумом ручного труда – здесь было важно понимать, что если начинать с полуручного оборудования, то впоследствии едва ли получится масштабироваться и заключать контракты. Благодаря серьезному оборудованию мы могли сами дорабатывать инновационную рецептуру, которой ранее не было на рынке. Одно дело – таблица Excel, другое – реальный производственный цикл, происходящий на твоих глазах. Тестирования на фокус-группах мы делали закрытыми и открытыми: когда люди не знали, что это за бренд, и когда знали. Параллельно с рецептурой и тестированиями мы работали над брендингом – это заняло еще 3–4 месяца и в сумме около 1 млн ₽.
Если посчитать все инвестиции в целом, на запуск проекта мы потратили примерно 40 млн ₽, 60% которых ушло на оборудование и организацию производственной части, а 40% – на развитие бренда, инновации, рецептуры, зарплаты, дизайн.
На наш взгляд, нельзя запустить продукт без вложений в собственную производственную площадку. Впоследствии можно масштабироваться, пользуясь услугами копакинга (услуга по упаковке схожих по ассортименту товаров в ретейл-комплекты в соответствии с заданной спецификацией по весу и объему продукта. – SC) – с определенными продуктами мы так делаем, – но если у вас разработана инновационная рецептура и есть возможность отработать ее на своей площадке в полном цикле – это выигрышный вариант.