Задайте свой вопрос! Telegram
WhatsApp
Практикум: выбираем альтернативу одноразовым стаканчикам
Разбираемся, чем опасна одноразовая посуда, как кофейный бизнес может помочь экологии и есть ли в России достойные альтернативы пластиковым стаканчикам

Автор: Елизавета Харькова

12.07.2022
Кофе с собой – идеальный вариант для тех, кто хочет взбодриться с утра и не опоздать на работу. По данным исследовательского агентства Magram Market Research на 2022 год, 22% россиян старше 18 лет ежедневно берут кофе навынос. Выброшенные одноразовые стаканчики – даже если они бумажные – чаще всего не отправляются в переработку, а представляют значительную угрозу для экологии.
Что не так с бумажными стаканчиками
«Одноразовые стаканчики делают из бумаги с добавлением пластикового слоя. Во-первых, на производство идет первичная целлюлоза. То есть когда-то это были деревья, а потом их срубили, чтобы сделать одноразовый предмет, – объясняет эколог и экс-сотрудница Greenpeace в России Ирина Козловских. – Вместо того чтобы деревья росли, удерживали углекислый газ и снижали темпы изменения климата, они становятся одноразовой вещью, которая неминуемо после пятнадцатиминутного использования окажется в мусорном ведре. Во-вторых, это композитный материал, поэтому его практически невозможно переработать. Даже если технологии есть, они скорее считаются убыточными и не используются массово».
Чтобы бумага не размокла при использовании, производители покрывают ее с внутренней, а иногда и с внешней стороны полипропиленовой пленкой. Для правильного утилизирования стаканчика необходимо отделить картон от пластикового вкладыша. Естественно, сделать это очень трудно – тонкое покрытие плотно приклеено к бумажной основе. Из-за сложности и высокой стоимости работы в России одноразовые стаканчики принимают только в одном месте по переработке – Солнечногорском опытно-экспериментальном механическом заводе. Да и во всем мире таких компаний немного, наиболее известные среди них – Millennium Recycling в США и James Cropper в Великобритании. С пластиковым стаканчиком ситуация не лучше: пока во всем мире одноразовые товары составляют половину производства пластмасс, в то время как до переработки доходит лишь 9% пластика.
Посуда из кофейной гущи и вафель
Самая экологичная посуда – многоразовая, в идеале сделанная из керамики или чугуна (для производства посуды из этого сплава не используют синтетическое покрытие, опасное для человека и окружающей среды). «Кофейня может позволить поставить посудомоечную машину и мыть тару при нужном режиме, тем самым очищая и обеззараживая стакан. Заведение, в свою очередь, не только помогает природе, но и экономит деньги, не тратит средства на постоянную закупку расходного материала», – рассказывает Ирина Козловских.

Безусловно, существует альтернатива бумажным стаканчикам: среди наиболее популярных в мире природных альтернатив одноразовым стаканчикам – посуда из косточек авокадо компании Biofase, морских водорослей Loliware, кукурузного крахмала GEOVITA, отходов сахарного тростника Picneco и даже кофейной гущи Kaffeeform. Но и тут есть одно но: большинство тар из природных материалов требуют для компостирования специальные условия – их рекомендуют выбрасывать в яму или кучу для компоста, которую можно установить на даче. На кухне в квартире обычно покупают более современную версию контейнера для утилизации, например вермикомпостер Tumbleweed. А если стаканчик из водорослей выкинуть и отправить на мусорную свалку без доступа кислорода и нужных бактерий, он не разложится, а пролежит десятки лет.

Экоблогер и эколог Светлана Ковалевская отмечает, что даже самые экологичные альтернативы одноразовым стаканчикам сейчас считаются не повсеместным, а более элитарным товаром – чаще всего посуду, созданную из природных материалов с помощью высоких технологий, можно встретить только на эковыставках.

Источник (Los Angeles Times) Одноразовый вафельный стаканчик в кофейне ​Alfred Coffee & Kitchen

Эксперт добавляет, что в Европе проблему использования одноразовой тары решают «съедобным» способом: «В США, Германии, Австрии и ряде европейских стран популярны стаканчики из вафли с шоколадом внутри. За то время, пока вы пьете кофе в американском заведении ​​Alfred Coffee & Kitchen, стакан не успевает размокнуть. Однако на вкус напитка шоколад в вафельном стаканчике однозначно повлияет, не всем понравится сладкий кофе. Съедобную посуду также изготавливают из отрубей с клетчаткой, водорослей и печенья, а студенты Самарского политеха из России тестируют стаканчики из яблочного пюре. Пока это все лишь эксперименты и поиски подходящей замены, на данном этапе любое другое сырье для изготовления стаканчиков будет дороже и убыточнее, чем пластик и бумага».

Источник Одноразовые стаканчики из яблочного пюре, созданные на кафедре Самарского политеха

Власть против пластика
Наиболее эффективный метод борьбы с одноразовыми товарами – полный запрет на их массовую реализацию. Так, мораторий на производство полиэтиленовых пакетов действует в 27 странах, среди которых ЮАР, Китай, Кения. В Европе полностью отказаться от пластика пока не получается, поэтому государства вводят выборочные запреты на виды одноразовых товаров. В Чехии пластиковые стаканчики и приборы нельзя использовать в ресторанах быстрого питания, а в США, Швейцарии и Канаде не продают напитки и блюда в пластиковой посуде. Вместо нее еду кладут в тарелки из бумаги, пальмовых листьев и экопластика, который содержит до 50% природных компонентов: шелуху злаковых растений, солому или бамбуковое волокно. Экопластик подходит для вторичной переработки из-за наличия растительных материалов в составе.

Летом 2021 года Евросоюз запретил использование 10 типов одноразовых изделий, например пластиковой посуды и пакетов. Антипластиковая директива способствовала полному уходу с рынка одноразовых столовых приборов и палочек для перемешивания напитков. Вместе с тем ЕС сокращает производство пластмассовых изделий, при этом повышая экологическую ответственность заведений с помощью штрафов по схеме «загрязнитель платит». К 2029 году в Европе планируют переработать 90% пластиковых бутылок, а к 2030-му – использовать в производстве тар 30% переработанного пластика. Информационная и экономическая политика направлена на переход к экономике замкнутого цикла, в рамках которой каждое одноразовое изделие получится использовать заново.

Ирина Козловская добавляет, что в немецком городе Фрайбург практикуют аренду «кружек Фрайбурга»: «В кофейнях есть одинаковые стаканы, которые предоставляются городом, и вы можете взять напиток в одной точке, а потом принести посуду в другую. Это очень удобно, все специально обрабатывается, поэтому получается экономично и экологично». Чтобы минимизировать использование одноразовой посуды, нужно дать клиенту возможность выпить напиток в керамической или стеклянной посуде за столом в помещении. Это сложно сделать кофейным корнерам и заведениям типа Coffee to go из-за маленькой площади помещения или его отсутствия. Кроме этого, важно дать покупателю возможность использовать свою тару для кофе. Эту опцию непременно стоит обсудить с бариста и, кроме этого, подумать о внедрении стимулирующей скидки 10–15% за кофе в свою кружку. Ирина Козловских обращает внимание, что об акции стоит рассказывать громко и повсеместно: как в самой кофейне, так и в социальных сетях.
Российский опыт
Российским предпринимателям такой метод заботы о природе тоже может быть интересен. Как отмечает медиакоординатор проекта «Ноль отходов» Ксения Сабинина, выгоднее и эффективнее всего отказываться от одноразовой посуды и модели «купил-выпил-выбросил» и переходить на «взял в аренду – выпил – сдал обратно». Система залоговой стоимости тары работает так: гость вносит залог, берет напиток в многоразовую чашку, а после относит в пункт приема или ресторан, где получает залог обратно.

Ксения Сабинина рассказывает, что аренда тары набирает обороты и в России: «В нашей стране кружку напрокат можно взять в кофейнях, которые участвуют в проекте «Обратка». Пока он объединяет шесть кофеен в Москве. Покупатель вносит депозит в размере 499 рублей через телегам-бот и в одной из подключенных к программе кофеен берет напиток. Кружку можно использовать практически безлимитно: в первый день платить ничего не нужно, а со второго из депозита будут вычитать 29 рублей в сутки. Вернуть кружку или обменять ее на чистую можно в любой партнерской кофейне сервиса – каждая чистая чашка также стоит 29 рублей. Если тару захочется забрать навсегда, ее можно оставить себе – сервис просто спишет депозит».

Московские предприниматели, которые заботятся об экологии, могут подключить свою кофейню к системе «Обратка». Если вы работаете в других регионах, можно зарегистрировать заведение на My cup, please. «Членство в движении будет эффективным, если вы наливаете напитки в многоразовые кружки и/или делаете скидки за свою тару. My cup, please дает специальную наклейку, которую можно поместить на входную дверь. Сама кофейня появится на международной карте, что послужит дополнительной рекламой и привлечет экосознательную аудиторию», – рассказывает Ксения Сабинина.

Минимизировать вред экологии также помогут бумажные стаканчики без пластика. Новую технологию на российский рынок внедрила экоупаковочная компания «ПолиКап» из Санкт-Петербурга. В производстве используется финский картон с естественным барьерным слоем, не пропускающим воду. Такие одноразовые стаканчики легко поддаются переработке. Правда, сейчас производство экостаканчиков приостановлено – «ПолиКап» поделился, что из-за санкций пока нет возможности импортировать необходимое сырье.
Как сделать бренд экологичным
Экоориентированные бренды вызывают больше лояльности со стороны аудитории. По данным Harvard Business Review, около 65% опрошенных выбирают компанию, которая заботится об окружающей среде и транслирует осознанное потребление. Статистика за 2019 год показала, что 37% россиян предпочитают покупать товары ответственных за деятельность и влияние на экологию производителей. Поощрение потребителей за выбор кофеен, помогающих экологии, может проявляться в виде удвоенных баллов за напиток или скидок при заказе кофе в заведении.
Транслирование заботы об экологии начинается с экологичных материалов. Для хранения кофе вместо пленки можно использовать многослойную упаковку, слои которой можно разделить и переработать отдельно – этот метод придумали сотрудники компании Dutch Coffee Pack.

Ксения Сабинина делится несколькими способами повышения экологичности бренда: «Сперва можно заменить пакетики с сахаром на сахарницу с дозатором, чтобы каждый гость клал столько сахара, сколько ему нужно. Многие кофейни по умолчанию выдают каждому посетителю порцию сахара в индивидуальной упаковке. Но далеко не все добавляют его в напитки, поэтому ненужный пакетик рискует отправиться в мусорное ведро. Кроме того, посетителям можно предлагать кофейный жмых, который в больших количествах образуется во время работы. Его часто используют как косметическое средство, компост или субстрат для выращивания грибов. Наконец, вы можете делать шоперы из мешков из-под зерен, которые производят из джута. Это прочный материал, из которого получатся красивые многоразовые сумки. Так, у кофейни появится фирменный и экологичный мерч».

Источник Шоперы «Кофесумка» из джутовых мешков из-под зерен

Глава PR-отдела кофейни Touch of Matcha Ирина Орел поделилась, что заботу об окружающем мире стоит транслировать через концепцию заведения: «Мы должны быть осознанными не только по отношению к себе, но и к окружающей среде, чтобы привлекать «зеленую аудиторию». Мы даем 10% скидку на напиток с собой в тамблер, используем экологичные крышки для стаканчиков «ПолиКап», многоразовые палочки и крафтовые боксы Do Eco. Стараемся придерживаться системы Zero Waste, в рамках которой на кухне используем практически все части продуктов, делаем из яблочных косточек соусы, а косточки от авокадо отправляем на изготовление посуды». Ирина обращает внимание на зону кухни, где используется в разы больше пластика, чем в зале: «Почему-то про зону бэка в ресторане никто не говорит. Каждая заготовка в заведении – это плотный пластиковый контейнер и зип-пакеты. Кроме того, по требованию Роспотребнадзора после каждого перерыва повар должен менять прорезиненные перчатки. Сотрудники на кухне меняют их около двадцати раз в день. Когда мы планировали полностью переходить на экологичное производство, провели ресерч рынка и поняли, что на этапе законодательства в России это пока невозможно. Если взять США и Европу, там 45% цикла ресторанного бизнеса биоразлагаемые, в том числе и бэк. В нашей стране пока нет программ поддержки экопроизводства, потому что полностью перерабатываемые товары будут стоить дороже, а покупать их будут меньше».

Экоориентированность бренда в Европе может подтвердить сертификация Rainforest Alliance, которую присуждают за вклад в сохранение природы. Чтобы ее получить, необходимо продвигать использование собственной тары для кофе навынос, а также придерживаться практики раздельного сбора мусора. При этом важно внедрять экомаркировку товаров, что является одним из маркетинговых инструментов в борьбе за осознанных клиентов. Чтобы использовать специальную маркировку, необходимо соответствовать природоохранительному законодательству страны и использовать техники контроля экологического качества в бизнесе.
Выводы
Исключить использование одноразовых стаканчиков на данном этапе развития экобизнеса в России пока невозможно. Тем не менее стремление брендов к поиску более экологичных способов потребления напитков не только привлекает большее число потребителей, но и способствует развитию экодвижения в целом.

«Будьте открыты и рассказывайте клиентам о ваших экологически дружественных мероприятиях. Даже если это небольшие первые шаги, они заслуживают внимания, ведь прогресс может быть постепенным. Объясняйте подписчикам в соцсетях и гостям в кофейнях, почему вы вводите ту или иную практику и как она вносит вклад в сокращение образования отходов и охрану окружающей среды», – советует экоэксперт Ксения Сабинина.

В России одноразовые стаканчики можно заменить более экологичными бумажными аналогами, например посудой компаний «ПолиКап», Do Eco или Ecovilka. Кроме этого, для снижения вреда природе и оптимизации расходов заведения стоит присмотреться к системе аренды кружек.


* Компания Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией и запрещена в России.