Задайте свой вопрос! Telegram
WhatsApp
Интервью: как прошел World of Coffee в Милане
Руководитель отдела маркетинга и брендинга швейцарской компании-фасилитатора Algrano Мария Барихина побывала на ежегодной международной выставке World of Coffee (WOC) и делится впечатлениями


Автор: Анна Боклер

12.07.2022
WOC: путь участия
Завершился мой четвертый WOC. Правда, три первых раза я была на выставке как кофе-энтузиаст. По специальности я маркетолог, но кофе давно был моей страстью. Все началось, когда я переехала в Лондон из Москвы 9 лет назад и стала работать в Сохо, заходила там в разные кофейни и открыла для себя формат спешелти. Так все и закрутилось. Даже ездила в Barista Camp, где прошла базовую сертификацию SCA. Во время путешествий ходила во всякие кофейни, знакомилась с новыми людьми.

В какой-то момент начинаешь встречать везде одних и тех же людей – кофейный мир очень маленький. Знакомишься с кем-то в кофейне, а потом этот же человек – судья на кофейном соревновании. Позже я переехала из Великобритании в Швейцарию и там тоже была активна в кофейном сообществе, а ввиду того что я хороший маркетолог, в итоге моя профессия и хобби нашли пересечение. Два года назад меня позвали в компанию, которая объединяет обжарщиков и фермеров, то есть позволяет находить новых поставщиков зеленого кофе и привозить товар в Европу.

В этом году я поехала на WOC впервые как работник индустрии, и мое участие определенно было более осмысленным – все-таки люди приезжают туда расширять бизнес-знакомства, а от меня как от кофе-энтузиаста раньше им явно не было никакой пользы. Качество погружения с моей стороны тоже, конечно, было другим. За два года я узнала множество аспектов сорсинга кофе: как его выращивают, доставляют, как оценивают качество. Раньше было интересно посмотреть на соревнования, пообщаться с обжарщиками, а сейчас я понимаю, что в кофе есть другая глубина.

Мария Барихина. Источник: фото из личного архива Марии

Образовательная часть: гибридное образование и кап-тестинг в режиме онлайн
COVID дал толчок переосмыслению формата образования в кофе. Если в технологических компаниях тема гибридного образования стала актуальной еще до пандемии, то для кофе последние два года стали периодом активного перехода в онлайн.

Одна из лекций была специально посвящена процессу внедрения кофейной образовательной онлайн-платформы. Выводы этого проекта актуальны для любой компании, которая инвестирует в образование. Аудитории (персоналу, команде) нужна одна централизованная платформа, чтобы люди могли ей пользоваться когда и как им удобно. И даже при комбинации офлайн- и онлайн-форматов все должно быть в одной системе, чтобы легко было найти в любой момент. Также в образовании остро встал вопрос гибкости расписания, обучения в удобное время. Гибридная модель помогает сделать образование более доступным и адаптивным.

Например, сейчас разрабатывается специальный набор для обучения кап-тестингу в формате онлайн-тренинга. Раньше подобное обучение было прочно завязано на личном присутствии, сейчас появилась гибкость – можно дать людям доступ и возможность учиться в удобном месте и в удобное время.

Источник: личный архив Марии Барихиной

Срез по трендам: как спешелти может стать мейнстримом
Отдельный плюс выставки – возможность оценить новые тренды в разных странах: какие технологии используются для увеличения эффективности производства, чем отличаются вкусовые предпочтения в разных культурах и чего ждать в новом сезоне.

Из того, что бросилось мне в глаза, – повальный фокус на автоматизации. На выставке было представлено множество машин для автоматической заварки кофе (от умных эспрессо-машин до автоматизированных сифонов), автоматический вспениватель молока и умная кофемолка-трансформер.

И причин у этого тренда может быть как минимум две. Во-первых, автоматизация гарантирует более стабильное качество заварки, а во-вторых, чем проще конечному потребителю будет заваривать кофе, тем быстрее спешелти станет мейнстримом и рынок будет расти.

Влияние на окружающую среду и переход к зеленым технологиям активно обсуждаются в европейском сообществе последние несколько лет, и выставка в Милане не была исключением. Экологичная упаковка – важный аспект в этом разговоре. Но одновременно идет много дебатов на тему того, как увеличить срок хранения кофе на полке в магазине (что опять-таки даст спешелти выход в масс-маркет). Поэтому разработка упаковки, которая позволяет кофе дольше храниться и не терять своих вкусовых свойств, – одно из приоритетных направлений инноваций в индустрии.

Еще один тренд – привлечение в кофейни людей, которые не готовы потреблять много кофеина. У них популярность набирают масала и другие пряные напитки. Так, на выставке было представлено как множество новых вкусов продуктов для их приготовления (Chalo даже выиграл награду SCA Best New Product со вкусом «Лимон и имбирь»), так и различных способов фасовки: сухие смеси конкурируют с жидкими концентратами для вспенивания.
Главная ценность: знакомства
Лекции – это, конечно, интересно, но говорят, что кофе – это рукопожатие. Сделки и договоренности совершаются, когда ты пожимаешь руку человеку – так делается бизнес. Кофе – это про людей. Мы с командой, вернувшись с выставки, собрались и провели встречу по фидбэку. Все сошлись во мнении, что WOC – пространство для нетворкинга.

Я уверена, что без образовательного трека туда бы приехало такое же количество людей. Лекции – больше для кофе-энтузиастов. Люди, которые приезжают делать бизнес, с утра до вечера знакомятся, фермеры ищут новых покупателей, обжарщики – новых поставщиков, все остальные – новых клиентов и партнеров. А потом все встречаются вечером в неформальной атмосфере и выстраивают более приятельские отношения. В этом плане выставка идет с утра и до глубокой ночи. У нас было несколько моментов, когда мы просто шли гулять по Милану и встречали людей из индустрии в каких-то интересных местах города. У людей из спешелти вкусы совпадают и за пределами кофе.

Источник: личный архив Марии Барихиной

WOC-2022: успешные кейсы
Выставка – отличная возможность протестировать и купить что-то, что вам давно было нужно, по более выгодной цене.

Например, я видела, как один фермер из Бразилии пообщался с продавцами IKAWA, договорился о скидке и приобрел себе их машину для обжарки прямо на выставке. Для них это огромная инновация. Потому что когда фермер обжаривает кофе на старом металлическом сэмпл-ростере (компактный аппарат для обжарки небольших порций зеленого кофе) и рассылает образцы, то использует возможности не на максимум.

С IKAWA фермер сможет сначала сам настроить идеальный профиль обжарки и потом заранее сообщать партнерам, на каком профиле пробовать конкретный кофе. Заказ такой машины из Бразилии облагался бы большой пошлиной на импорт, к тому же товар долго пролежал бы на таможне, а здесь все решилось на месте.

Многие обжарщики приезжают на WOC из-за границы – понятно, что вряд ли они ищут здесь конечного покупателя, но успешно находят ретейлеров или партнеров из гастрономии. Фермеры раздают зеленые и обжаренные образцы, за счет чего выстраивают связи и получают новый рынок сбыта.

Так, на одном из WOC я познакомилась с человеком из компании Department of Brewology, которая создает вещи с кофейным дизайном. Он оказался приятным собеседником и дал массу полезных рекомендаций по американскому рынку. Было классно!

Весь WOC в целом и есть про полезные знакомства. Кофе идет из-за океана несколько месяцев, в таких обстоятельствах, особенно если мы говорим про прямые продажи, тяжело поверить незнакомому человеку, чей кофе ты пробовал только в лучшем случае пару раз. Здесь происходит то самое рукопожатие – появляется доверие и налаживается бизнес.

Источник: личный архив Марии Барихиной

WOC-2022: успешные кейсы
Мы провели дебрифинг и составили планы компании на следующий год. Например, поняли, что нам не хватило места для общения. На выставке мало места, где можно поговорить в уединенной обстановке. Понятно, что новые знакомства в общем пространстве – очень важны для бизнеса. Но, помимо этого, на WOC ты встречаешься с партнерами, с которыми обычно работаешь удаленно, и есть смысл пообщаться в переговорной или каком-то более уединенном пространстве.

В следующий раз мы решили взять на себя функцию фасилитатора – заранее забронировать кабинки и организовать встречи конкретных обжарщиков с конкретными фермерами.
Кому стоит поехать на WOC
Важный фактор здесь – работает ли человек в индустрии кофе или нет. Если нет, то тут все зависит от человека и масштаба его любви к кофе. Меня лично отсутствие кофейной профессии не останавливало. Так что всем работникам индустрии однозначно рекомендую WOC к посещению.

Даже если вы не строите собственный бизнес, вы можете получить от поездки на выставку много пользы: WOC дает вдохновение, возможность посмотреть, как делают другие, сравнить, привнести что-то к себе в заведение. Стоимость билета – 30 евро, так что даже если прямо сейчас у вас нет потребности в бизнес-партнерах, то стоит приехать – возможно, все решится на месте.