«Когда я открывал свой первый бизнес в 2014 году, то тоже столкнулся с трудностями. Произошедшее отразилось на всем рынке и особенно ударило по регионам – а наша спешелти-кофейня была в Орле, – поэтому сейчас мы уже понимаем, что сложно планировать что-то глобальное в целом, – продолжает Михаил Переверзев. – Было не очень круто, но это был опыт, к тому же у нас горели глаза, так что в каком-то смысле мы пережили это легче. Правда, пришлось попрощаться почти со всем штатом и работать самим: люди стали бояться куда-то ходить, пить кофе. Происходящее сегодня проживается по-другому. Нам важно продолжать создавать качественный продукт, а качество – это про работу с лучшими. Мы так делаем всегда: если чего-то недостает, пишем напрямую и договариваемся с теми, чьей работой восхищаемся. Нужна посуда из Новой Зеландии – будет. Сейчас из-за сложившейся ситуации мы столкнулись с некоторыми ограничениями, наши предложения о сотрудничестве встали. Нынешние сотрудничества тоже заморозились».
«По факту у нас два бизнеса. Первый связан с открытием собственных точек общепита, в которые мы инвестируем и зарабатываем с операционного плюса. Второй – это наша управляющая компания с офисами в Москве и в Минске, которая занимается консалтингом и франчайзингом, помогает открывать бизнес под ключ, – рассказывает совладелец московского заведения FOB’S Андрей Шостак. – В общепите сейчас основная проблема с ростом цен на продукты. Заметно увеличился фудкост, что заставляет нас подстраиваться под рынок. Соответственно, прибыльность немного упала. С точки зрения продажи франшиз и консалтинга мы тоже увидели четкое отражение кризиса. Нашими основными рекламными площадками были Гугл и Инстаграм*, таргет и контекст, а сейчас эти платформы пропали. А еще во время кризиса люди не склонны вкладывать деньги, просто стараются их сохранить или хотя бы не потерять».
«У нас два бизнеса – спортивный клуб и спешелти-кофейня. Когда-то на месте кофейни было другое наше кафе, но его первые этапы развития выпали на ковидные времена, и мы закрылись через 5–6 месяцев, – вспоминает Кирилл Ефремов. – Где-то через год мы его реконструировали, и так появился Proper Place. Нынешний кризис мы тоже чувствуем. Люди идут пить кофе, когда расслаблены, когда окружающая обстановка к этому располагает. А когда в воздухе висит напряжение, людям сложно расслабиться. У нас не было подушки безопасности, но сильно выручил второй бизнес. Если бы его не было, то, вероятно, все было бы совсем печально».
«Когда мы только начинали вообще придумывать концепцию, ощущения кризиса не было, но когда курс доллара начал неумолимо подниматься, разумеется, мы его ощутили. Раньше с таким мы не сталкивались – мы еще достаточно молодые предприниматели, – признается Артем Петров. – У нас была подушка безопасности, но она быстро ушла на всякие непредвиденные расходы. Все-таки это наш первый проект, и естественно, что такие расходы были. Нам еще пришлось докупать некоторое оборудование для кухни, чего мы не просчитывали. Так подушка и сократилась».