Бизнес-кейс: пространство «Кода»
В заведении площадью 70 «квадратов» сосуществуют кофейня, книжная лавка и магазин редкого винила, а также офис и пространство для проведения ивентов. Stream Coffee разобрался, как устроен и работает мультипроект «Кода»

Автор: Анна Никитина

11.10.2022
Осенью 2021 года команда пиар-агентства «Пиархаб», состоящая из Даниила Дымшица, Яны Котовой и Марины Рунович, работала на удаленке и задумалась о собственном офисе. В ноябре они нашли подходящее помещение в ДК «Рассвет». Однако в процессе ремонта у коллег появилась идея совместить рабочее пространство с кофейней и ивент-площадкой. Заведение открылось в апреле 2022-го и получило название «Кода».

«Кода» – это музыкальный термин, обозначающий особый раздел в конце композиции.

Помимо офиса агентства, в «Коде» появились кофейня, книжная лавка и магазин винила. С выбором и приготовлением кофе команде помогает Camera Obscura. Подборки книг, которые можно приобрести в заведении, составляет литературный критик Егор Михайлов.

Пространство «Коды» делится на две зоны: рабочую и неформальную. Обе можно на время арендовать. Stream Coffee пообщался с соосновательницей заведения Яной Котовой и узнал, как функционирует мультипространство.
Блиц
Если говорить о кофе: цена или качество?
Конечно, качество. Я придерживаюсь подобного принципа вообще в жизни, не только в сфере кофе.

Открывать ли кофейню сейчас?
Давайте вернемся к тому, что мы не просто кофейня. Мы изначально открывались как виниловый магазин, и больше всего сложностей было связано с этим. Мы запускались в супернепростое время, когда тучи сгущались (апрель 2022. – SC). Мы очень сильно встали с вопросом покупки винила. Тогда с рынка начали уходить многие музыкальные бренды и у нас появились огромные трудности: мы даже не смогли закупить нужное количество пластинок, которые хотели изначально на старте. Первая партия, которая была выставлена в магазине, была в два, если не в три раза меньше, чем мы планировали. С кофе на тот момент было попроще, потому что мы все-таки обратились к нашим ребятам и к тем, с кем у нас уже были хорошие дружеские отношения, – Camera Obscura.

В чем сила «Коды»?
В том, что мы симбиоз. Мы не просто кофейня и не просто магазин. Мы целое небольшое пространство, в котором можно и поработать, и послушать хорошую музыку, и попить кофе, и перекусить, и поучаствовать в каких-то мероприятиях. Большинство из них анонсируются в нашем календаре и открыты для посещения по регистрации. На основе того, что говорили и говорят наши гости, в этом, наверное, наше главное преимущество.
Идея
Яна Котова рассказывает, что ее руководитель Даниил Дымщиц давно хотел найти для «Пиархаба» офис и занимался поисками помещения. Но маленькие площадки не подходили, равно как и такие, где пришлось бы делить место с кем-то еще. Тогда возникла идея сделать не просто офис, а большое пространство, которое принадлежало бы только команде «Коды» и которым ребята могли бы поделиться с друзьями и незнакомыми, но близкими по духу людьми. За 260 тыс. ₽ было арендовано помещение, и в итоге получилось открыть и офис, и кофейню, и магазин винила, и ивент-площадку.

Изначально сотрудники «Пиархаба» воспринимали «Коду» и все, что в нее входит, как приложение к своему офису. Однако со временем и кофейня, и виниловый корнер начали приобретать все большую автономность. Самим основателям хочется, чтобы «Кода» жила самостоятельной жизнью и не была привязана к «Пиархабу».
Работа в кризис
Подходящее помещение нашлось относительно быстро – за полтора месяца. По словам Яны Котовой, окончательно выбрать его удалось после того, как вся команда приняла решение, каким именно проектом они будут заниматься.

Ремонт в заведении был закончен в феврале-марте, на него потратили около 3 млн ₽ вместе с мебелью и оборудованием для кофейни. В конце апреля в «Коду» пришли первые посетители. По словам основателей пространства, замораживать или отменять запуск проекта в апреле они не хотели и не могли – пришлось приспосабливаться и начинать работать в изменившихся условиях. Вариант не открываться и просто перестать заниматься своим делом в команде не рассматривался.

Сейчас для продвижения владельцы заведения используют собственные соцсети, а также рекламу в телеграм-каналах и наружную. Также помогают сарафанное радио и публикации в СМИ. Кроме того, проект продолжает развиваться благодаря приглашению резидентов, которые приводят в «Коду» свои сообщества.
Пространство

Интерьер «Коды». Фото: предоставлено пресс-службой

Пространство «Коды» разделено на две части. Первая – офисная. Она небольшая по площади и полностью закрытая. От другой зоны ее отделяет стеклянная стена. В офисной зоне спокойно и тихо. Там есть столы, стулья и полки на стенах. В этой же зоне расположена небольшая переговорная комната. Пространство ориентировано на небольшие шахматные, игровые, книжные или разговорные клубы. Иногда там работают сотрудники «Пиархаба», но, как признаются они сами, это бывает нечасто, потому что практически вся работа агентства по-прежнему осуществляется онлайн. Максимальная посадка в офисной зоне – 12 мест.

Во второй зоне находятся кофейня и виниловый магазин с книжной лавкой. Кофейня вмещает 30 человек. Эта же зона выступает в роли ивент-площадки: там есть экран и проектор (что актуально для лекториев и, например, киноклубов).

Обе зоны можно арендовать. Для этого нужно заполнить анкету. Небольшие сообщества, которые проводят мероприятия не длиннее пары часов, могут рассчитывать на лояльные условия: они не платят за аренду, взамен каждый участник пользуется услугами местной кофейни. Для больших сообществ есть арендные ставки и гарантийный залог, который возвращается в день проведения мероприятия.

Четких критериев для сообществ, которые могут арендовать пространство в «Коде», нет. Но офисной частью точно не смогут воспользоваться компании больше 12 человек – они туда просто не поместятся. А взять в аренду помещение с кофейней, скорее всего, не удастся желающим провести эзотерический мастер-класс или соответствующую лекцию, а также занятие по медитации или йоге. По словам Яны Котовой, это просто не подходит тематике «Коды». В остальном создатели пространства готовы обсуждать с представителями сообществ все детали и помогать с проведением ивентов.

У «Коды» есть постоянные резиденты, которые пользуются офисной зоной бесплатно при условии, что все участники делают заказ в кофейне. Самые частые гости – это шахматный клуб «Ферзинизм», английский клуб «Спик» и азиатский клуб ИСАА МГУ.

Интерьер «Коды». Фото: предоставлено пресс-службой

Кофейня
Изначально в «Коде» не планировалось открывать полноценную кофейню. Ставку делали на виниловый магазин. По задумке, пространство должно было представлять собой винил-стор на территории офиса основного бизнеса создателей – агентства. Однако после того, как начались проблемы с поставками музыкальных пластинок в Россию, планы пришлось переиграть.

Соосновательница «Коды» Марина Рунович рассказала Stream Coffee, что команда Camera Obscura консультировала их по кофейной части с самого начала. Например, обжарщики помогали с проектированием барной стойки, выбором оборудования и подрядчиков, контролем качества воды и настройкой кофемашины. С самого открытия кофейни в «Коде» бариста готовят фильтр и эспрессо на зерне Camera Obscura. Но в последнее время они начали из интереса пробовать продукты и других обжарщиков, например Tasty Coffee и «Сварщицы Екатерины».

Оборудование для кофейни (фильтр для воды, кофемашина и другая техника) обошлось в 350 тыс. ₽. Относительно небольшая сумма объясняется тем, что кофемашину было решено брать одногруппную и не новую. Ее купили на «Авито».

Проблема, с которой столкнулась кофейня на первых этапах, – это небольшая проходимость локации и поредевшие после 24 февраля офисы в зданиях по соседству, на которые команда делала ставку. Когда в России заблокировали некоторые соцсети, непроходным площадкам стало трудно привлекать посетителей. Однако в «Коде» стараются заполнять календарь разными событиями: одно хорошее по посещаемости вечернее мероприятие может принести заведению сумму, которое оно обычно зарабатывает за два-три дня.

Фото: предоставлено пресс-службой

Сейчас в кофейне можно попробовать классические кофейные напитки и спешлы бариста «Коды» Альбины: вишневый бамбл с натуральным миндальным сиропом, веган-латте на овсяном молоке с куркумой, молочный матча-коктейль и другие. Также в меню есть лимонады: Rawish, Wildsoda, «Карибу комбуча».

На баре всегда есть выпечка: десерты канеле и безглютеновый миндальный торт от пекарни «Жирнова», пирожное паштел-де-ната, трубочки со сгущенкой, веганские сырки. Часто бывают сытные круассаны и блинчики. Для сотрудников и клиентов «Пиархаба» в кофейне действует скидка 20%.
Виниловый магазин и книжная лавка
Еще до создания «Коды» сотрудники «Пиархаба» горели идеей открыть виниловый магазин. Подобных точек в районе ДК «Рассвет» практически не было, и ребята решили запустить собственный стор. Однако вскоре начались проблемы.

В начале марта из России начали одна за другой уходить крупнейшие звукозаписывающие компании. Сначала бизнес на территории страны приостановила Universal Music, затем рынок покинула Sony Music, а за ней работу заморозила Warner Music. Команда «Коды» сотрудничала с последней. По словам Яны Котовой, первую поставку винила с помощью Warner Music все же удалось организовать: в апреле у звукозаписывающей компании еще оставались открытые в России склады. А впоследствии создатели «Коды» начали приспосабливаться. Сейчас они закупают пластинки в Германии через знакомых.

Коллекция книг и винила в «Коде». Фото: соцсети заведения

К выбору винила в заведении подходят трепетно. Яна Котова рассказывает, что у них можно найти музыкантов, незнакомых широкой аудитории. Подборка составлена по вкусу создателей.

Помимо музыки, в «Коде» есть книги. Полки с литературой регулярно обновляет редактор издания «Афиша Daily» Егор Михайлов.
Аудитория
Большинство посетителей мультипространства – это гости или сотрудники ДК «Рассвет». Однако в последнее время все чаще заходят любители винила. Яна Котова описывает гостей «Коды» как людей, которые интересуются культурной и социальной жизнью Москвы и погружены в нее.
Прибыль
Кофейно-виниловая часть заведения окупает себя сама, но прибыли пока нет. Основатели надеются, что у них получится выйти в плюс в течение ближайших месяцев. Например, за счет большого количества мероприятий, которые запланированы на осень.

Сейчас больше всего прибыли пространству (за исключением работы пиар-агентства) приносит винил – приблизительно 40%. Далее следует кофе (30%), сдача помещений в аренду (25%) и книги (5%).