Задайте свой вопрос! Telegram
WhatsApp
Новость: Starbucks выпустит собственную коллекцию NFT
Сеть кофеен планирует представить серию цифровых предметов до конца года. Разбираемся, какие компании общепита уже сделали это и зачем оно нужно

Автор: Анна Никитина

05.07.2022
Кофе в метавселенной
О планах создать собственные невзаимозаменяемые токены заявили гендиректор Starbucks Говард Шульц и директор по маркетингу Брэди Брюэр во время общения с инвесторами. Они предложили партнерам представить, как те приобретают цифровой продукт сети, который впоследствии служит им пропуском в глобальное сообщество Starbucks.
Невзаимозаменяемые токены (non-fungible token/NFT) – это токен, с помощью которого создается цифровой слепок для уникального объекта. Это может быть картина, песня или другое произведение. NFT – это цифровой сертификат уникального предмета.
Пояснения появились в блоге компании. Представители сети кофеен написали, что видят в NFT большой потенциал, в том числе для привлечения клиентов. Они добавили, что Starbucks создаст серию фирменных коллекций токенов, владение которыми даст доступ к эксклюзивным привилегиям. Правда, о каких именно бонусах идет речь, не уточняется.
NFT врывается в мир кофе
The Wall Street Journal сообщает, что в апреле этого года продажи NFT в мире упали на 92% по сравнению с пиком осенью прошлого года, до 19 тысяч сделок в день. Кроме того, снизилось количество активных NFT-кошельков: в ноябре 2021-го ими пользовались 119 тысяч человек, а в апреле 2022-го – 14 тысяч.

Журналист WSJ Пола Виньи отмечает, что падение продаж может быть связано с ситуацией на рынке NFT в целом: в мире присутствуют опасения по поводу инфляции, банки меняют денежно-кредитную политику, а акции, облигации и криптовалюта падают. К тому же, пишет автор материала, токены стали популярными настолько быстро, что предложение превысило спрос.
Соучредитель инвестиционного клуба «Актив», финансовый эксперт Климентий Целовальников в разговоре со Stream Coffee отметил, что популярность NFT действительно уже прошла. Впрочем, это не помешает сети Starbucks хорошо заработать на своей цифровой коллекции токенов, уверен эксперт: «Starbucks – это абсолютный бренд в своем сегменте. Никакие Costa Coffee и другие кофейни не имеют настолько ярко выраженного бренда именно в плане идентичности с аудиторией – есть люди, которые ходят принципиально только в Starbucks. Работать в кофейне, встречаться там с кем-то – это становится элементом лайфстайла. Starbucks имеет абсолютно лояльную аудиторию, и она достаточно широкая. Если они выпустят NFT, которые будут давать определенные привилегии, то, безусловно, среди их аудитории будет большой объем людей, готовых это покупать».

По словам Климентия Целовальникова, на рынке невзаимозаменяемых токенов продажи возможны только в двух случаях: «Либо когда идет хайп, а хайпа сейчас уже нет, либо имея полностью прикормленную аудиторию. Starbucks – это именно второй случай. Это вопрос не хайпа, а именно прикормленной аудитории. У них она, безусловно, есть».

Как именно будут выглядеть токены Starbucks – неизвестно. В самой компании сообщили, что темы NFT-коллекций «будут рождены художественным самовыражением Starbucks – как традиционным, так и современным». Климентий Целовальников отмечает, что в целом внешний вид токенов не так важен: «У Starbucks мощная команда дизайнеров. Что это будет из себя представлять физически, знают только в самой компании. Здесь вопрос не в том, как это будет выглядеть, а в том, насколько это будет востребовано рынком и насколько это актуально».
Как Starbucks стал технологичной компанией
Во второй половине ХХ века компанию основали три друга: преподаватель истории, маркетолог и учитель английского. Первая точка Starbucks открылась 30 марта 1971 года в американском Сиэтле, правда, тогда это было не кафе, а магазин, где продавали зерна.

В 1981 году Starbucks посетил сын дальнобойщика Говард Шульц (нынешний гендиректор компании). Он увидел в магазине потенциал и устроился туда директором по маркетингу. Шульц пытался уговорить основателей сделать из магазина кофейню, но получил отказ. Тогда юноша уволился и основал собственную. Бизнес шел успешно, он смог открыть несколько точек. В 1987-м основатели Starbucks решили продать бизнес и заняться другим проектом. Они сделали Шульцу предложение: если тот за два месяца соберет 3,8 млн $, компания перейдет ему. У юноши таких денег не было. Через месяц основатели Starbucks сообщили, что им поступило предложение о покупке компании за 4 млн $.

Шульц попросил помощи у адвоката, тот пообещал подключить партнера, которым оказался Билл Гейтс – старший – на тот момент успешный корпоративный юрист. В итоге Гейтс-старший и Шульц встретились с инвестором, который сделал владельцам Starbucks предложение, и уговорили отозвать его. Гейтс помог Шульцу с покупкой, и юноша стал гендиректором компании. К 2000 году у Starbucks было уже около 3 500 точек по всему миру.

Рост количества кофеен Starbucks с 1987 по 2020 гг.

Сейчас Starbucks часто называют именно технологической компанией. Все началось с запуска сервиса My Starbucks Idea (MSI) в 2008 году: это онлайн-сообщество, где люди могут делиться предложениями, голосовать и обсуждать идеи о том, как сделать кофейню лучше. Именно благодаря этой платформе в заведениях Starbucks в США перестали выдавать чеки на сумму меньше 25 долларов для заботы об окружающей среде и в помещениях появился бесплатный Wi-Fi. В том же 2008-м запустилось приложение Starbucks Rewards, которое дает доступ к эксклюзивным преимуществам. Например, за заработанные в приложении баллы можно получить угощение от кофейни или самостоятельно настроить крепость заказанного кофе. Через приложение можно также оплачивать заказы.

В 2021 году в Нью-Йорке открылось первое кафе-магазин под названием Starbucks PickUp & Amazon Go. Чтобы туда попасть, нужно пройти через турникет. Он сканирует ладони гостей и находит их профили на Amazon. Заплатить за еду и кофе можно, не делая практически ничего: деньги списываются со счета, привязанного к аккаунту. На двери заведения написано: «Начните с приложений».

Starbucks PickUp & Amazon Go в Нью-Йорке. Источник

Создание цифровой коллекции NFT – очередное новшество компании. Ее гендиректор Говард Шульц пообещал заняться этим до конца текущего года.
Общепит на рынке NFT
В 2021 году McDonald's China создал NFT «Биг Мак Кубик Рубика», чтобы отпраздновать 31-ю годовщину своего выхода на рынок. Это была трехмерная динамическая цифровая работа. Всего было создано 188 таких токенов. Несколько из них разыграли в соцсетях.

NFT «Биг Мак Кубик Рубика» от McDonald's China. Источник

Французский McDonald's также создал NFT, привязанные к анимированным изображениям своих блюд. Были представлены токены в виде коробки «Чикен МакНаггетс», «Биг Мака», мороженого «Мак Санди» и картофеля фри. О специальных условиях лояльности для обладателей токенов не сообщалось.

NFT французского McDonald's – мороженое «Мак Санди». Источник

В том же 2021 году кампанию по розыгрышу NFT запустила компания Burger King. Сеть заключила соглашение с NFT-маркетплейсом Sweet. На шести миллионах коробок с едой были распечатаны QR-коды, открывающие доступ к цифровым токенам. Клиенты могли получить сувениры с автографами исполнителей Nelly, Anitta и LIL HUDDY. Кроме того, сеть разыграла цифровые коллекционные предметы и бесплатные сэндвичи «Воппер».

В марте этого года NFT под названием «Основатель» выпустила сеть элитных ресторанов Chotto Matte. Обладатели токенов стоимостью 1 млн $ получали приглашения на открытие нового ресторана, билеты на одно крупное спортивное мероприятие в год (например, FIFA) и VIP-доступ к посещению виноградников.