Насколько важны дизайн и айдентика проекта
Поговорили с экспертами и узнали, зачем кофейне айдентика и как грамотно ее выстроить

Автор: Елизавета Харькова

10.08.2023
Что такое айдентика
Зачем она нужна
Оценить текущий уровень обслуживания в вашей кофейне поможет наш чек-лист. В случае промахов можно будет внести коррективы в существующий подход и, возможно, как итог улучшить финансовые показатели.
Айдентика – набор элементов, которые формируют образ бренда и влияют на его восприятие со стороны аудитории. С помощью этого инструмента можно добиться высокой узнаваемости проекта, увеличить лояльность посетителей и выстроить эмоциональную связь с клиентом. Помимо этого, качественная айдентика позволяет сэкономить на сторонней рекламе и продвижении в социальных сетях.

Основатель бюро по консалтингу «Незабудка», автор и совладелец кофейни «Энергия» Анастасия Годунова уверена, что айдентика – фундаментальная часть любого бренда: «Именно она дает узнаваемость и ассоциацию с продуктом, будь то кофейня или зерно».

По мнению диджитал-маркетолога крупных отечественных и зарубежных компаний Екатерины Чемезовой, бренд – продолжение личности владельца компании с точки зрения поведенческого маркетинга.

«Если мы воспринимаем бренд как “свод” ценностей и правил коммуникаций, то становится понятно, что это система со своей ДНК, а не просто бессмысленный набор шрифтов, логотипа, картинок, текстов и прочего. Он отражает ценности владельца, и их разделяет аудитория. Тогда айдентика – это вербализация бренда, визуальная коммуникация с клиентом», – делится эксперт.
В чем разница между айдентикой и фирменным стилем
Основные положения зафиксированы в Федеральном законе № 171: документ устанавливает порядок получения лицензии, требования к производству и обороту алкогольной продукции, полномочия государственных и муниципальных органов в этой области. Также действует ряд правовых актов, которые регулируют отдельные вопросы лицензирования – на них мы будем ссылаться в тексте.
Стоимость и срок действия
Документ выдают на срок от года до 5 лет. Госпошлина за годовую лицензию составляет 65 000 ₽. За пять лет, соответственно, придется заплатить 325 000 ₽.
Стоимость и срок действия
Санкции за продажу алкоголя без лицензии предусмотрены ст. 14.17 КоАП РФ. Цена незаконной продажи для юридических лиц — штраф в размере до ⅕ годовой выручки, но не меньше 3 000 000 ₽ с конфискацией алкогольной продукции или приостановка работы на 60–90 дней с конфискацией. Для индивидуальных предпринимателей установлен штраф до 200 000 ₽ + конфискация алкогольной продукции.
Что за лицензия и когда она нужна
Юрлицо и помещение кофейни должны отвечать ряду требований:

  • Местонахождение. Своих ближайших соседей необходимо изучить еще до заключения договора аренды или покупки помещения для кофейни. Нельзя продавать алкоголь около учебных заведений, медицинских организаций, стадионов – полный список запрещенных соседей указан в п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171. Ограничения распространяются и на прилегающие территории вышеуказанных заведений. Определению границ прилегающих территорий посвящен отдельный федеральный законодательный акт, а также законы субъектов РФ. Так, в Москве от алкогольного кафе до ближайшей школы должно быть не менее 25 метров. «Брать» лучше с запасом: если на пустыре по соседству с кофейней через год построят больницу, то лицензию не продлят.
  • Помещение должно быть в собственности или арендовано более чем на год.
  • Важно, чтобы все перепланировки были узаконены. Любое несоответствие помещения плану станет причиной для отказа в получении лицензии.
  • В кофейне обязательно должен быть отдельный зал для обслуживания посетителей. Если заведение находится на территории жилых многоквартирных домов, то зал обслуживания должен быть не менее 20 кв. м. Субъекты РФ могут устанавливать дополнительные требования к площади.
  • У компании не должно быть задолженностей по налогам, сборам и взносам более чем на 3 000 ₽, а также неоплаченных штрафов за правонарушения в области оборота и производства алкоголя. Подробнее про запрос о наличии долгов можно прочитать здесь. Информацию о неоплаченных штрафах можно запросить в личном кабинете на «Госуслугах» или, например, в личном кабинете СберБизнеса.
Процесс получения лицензии
Общая схема выглядит так: подготовительный этап, оплата госпошлины, подача документов в госорган, прохождение выездной проверки, получение лицензии.

На подготовительном этапе нужно проверить соответствие кофейни вышеуказанным требованиям. Это очень важная стадия, которая не прощает самоуверенности: есть помещения, для которых невозможно получить лицензию. Проверяем планы, сантиметры, штрафы под лупой.
Убедившись, что требования соблюдены и нет задолженностей, можно приступать к подготовке документов.
Список документов
  • Заявление о выдаче лицензии. Требования к его содержанию установлены здесь, а с шаблоном формы заявления можно ознакомиться здесь.
  • Копию квитанции об оплате госпошлины.
  • Копии учредительных документов. Также необходимо предоставить копии документов, подтверждающие изменения уставного капитала или кодов ОКВЭД, если они были.
  • Справку из банка об оплате уставного капитала, акт оценки имущества, которым был внесен уставный капитал, и другие документы, подтверждающие размер и оплату уставного капитала.
  • Документы на помещение: договор аренды сроком не менее 1 года или свидетельство о праве собственности (или выписка из ЕГРН).
  • Еще можно приложить копии документов о регистрации юрлица, постановке на налоговой учет и копию уведомления Роспотребнадзора о начале деятельности заведения общепита, справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам. Это необязательное требование, госорганы обмениваются необходимыми данными по межведомственным запросам.
Куда и как подать документы
Орган, выдающий лицензию, зависит от региона: например, в Московской области это министерство сельского хозяйства и продовольствия МО, в Москве – департамент торговли и услуг. С 2022 года подать заявку на получение лицензии можно через «Госуслуги», а в Москве это можно сделать через сайт мэра. На сайтах указаны дополнительные требования и разъяснения по этому вопросу.

Также документы принимают в МФЦ или в профильном госоргане – информацию о нем можно найти на сайте администрации региона. На проверку документов отводится примерно 15 дней. Если документы в порядке, то назначается выездная проверка. Бывают случаи, что отказ в предоставлении лицензии выдают уже после первичного аудита документов.
Как проходит выездная проверка
Проведение этого этапа регулируется отдельным нормативным актом. О дате и времени проверки предупреждают за 24 часа – на электронную почту заявителя (представителя кофейни) приходит уведомление.
В назначенный день в кофейню приезжает проверяющий. После предъявления удостоверяющих документов он обследует все помещения, а также документы, например план помещения или договор аренды, которые имеют отношение к получению лицензии. Особо тщательно изучают законность проводимых перепланировок.
Итогом проверки станет акт соответствия кофейни обязательным требованиям законодательства. Документ составляют в двух экземплярах, один из которых остается у заявителя (представителя кофейни). В случае несогласия с содержанием акта его можно обжаловать в течение 15 дней.
Получение лицензии
Спустя 30 дней с момента подачи документов госорган обязан вынести вердикт: выдать лицензию или отказать в ее получении. Срок рассмотрения заявления может быть увеличен максимум на 30 дней.
В случае положительного вердикта юрлицо внесут в специальный реестр, а на электронную почту (или в личный кабинет на «Госуслугах») отправят письмо. В реестре можно проверить статус своей лицензии и срок ее действия.
О причинах отказа в выдаче лицензии также придет уведомление.

Фото: пресс-служба кафе «Без рецепта»

Мнение игроков индустрии
«Сложность получения алкогольной лицензии напрямую зависит от вашей локации и юридического статуса помещения, – рассказывает управляющий партнер московского деликатного кафе «Без рецепта» Изабелла Андреасян. – Хоть сам процесс подачи и довольно прост, мы предпочитаем обращаться к юристам, которые специализируются на лицензировании. Есть много тонкостей и подводных камней, а цена ошибки довольно высока».

Такого же мнения придерживаются в московской кофейне Rockets Concept Store. «Мы относительно недавно запустили коктейльную карту и стали наливать вино. С лицензией нам помогали специалисты, потому что потратить много времени на подготовку, а потом получить отказ и потерять деньги нам совсем не хотелось», – рассказывает управляющий Иван Невейкин.
Причины для отказа в получении лицензии
Полный перечень причин для отказа в получении лицензии установлен законом. Самые распространенные из них:
  • Ошибки в документах, опечатки, исправления, неточности, перепутанные цифры, незаполненные графы.
  • Недостоверные и неполные сведения.
  • Незаконные перепланировки.
  • Несоответствие площади кофейни или ее местоположения установленным нормам.
  • Несоответствующий уставный капитал.
  • Наличие задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, штрафам. Задолженность даже в 16 копеек может стать причиной для отказа.

Самое неприятное последствие отказа – потеря оплаченной госпошлины. Повторная подача документов потребует новой оплаты. Отказ можно обжаловать, подробнее об этом здесь.
Что еще важно
  • Получение лицензии – это еще полдела. Следующий обязательный шаг – подключение к системе ЕГАИС (ему мы посвятим отдельный практикум).
  • По окончании срока действия лицензии ее важно не забыть продлить. Заявление о продлении можно подать не раньше 90 и не позднее 30 дней до окончания действующей лицензии.
Вывод
При всей кажущейся простоте получение лицензии – довольно сложный процесс. Незаконные перепланировки, минимальные отличия реального помещения от плана, 16 копеек задолженности, «неподходящие соседи», расположенные больше чем на метр установленной нормы, станут причинами для отказа. Проведение полного аудита документов и помещения, карты города в районе кофейни, а также подготовку документов и сопровождение при выездной проверке лучше всего доверить специалистам.